«ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Ведущая потребность: в исследовании, познании, открытии.

Ценностное отношение к знанию: как самоценность.

Школьника привлекает само по себе новое знание. «Ужасно интересно все то, что неизвестно» – это про него. Тайна, истина, открытие – это не пустые слова. Ради получения (открытия) нового знания или даже просто прикосновения к тайне готов жертвовать и личными интересами, и интересами других людей. И даже безопасностью.
Общественная польза и этическая сторона получаемого знания не имеет большого значения. Такого ребенка интересует устройство мира в первую очередь, а его значение для людей, в том числе для себя самого, во вторую.

Словесные формулы, которые помогут сформулировать цель проекта:
1. Пройти до конца.
2. Узнать неизвестное.
3. Доказать.
4. Понять, почему.
5. Проверить предположение.
6. Решить проблему.

Какие проблемы могут заинтересовать ученика в создании проекта:
1. Белые пятна науки и возможность сделать открытие.
2. Интеллектуальные проблемы (недоказанные теоремы, пара­доксы).
3. Возможность провести эксперимент, проверить гипотезу.

Как презентовать проект: дискуссия, пресс-конференция, интеллектуальная игра, защита на ученом совете.

«ПРОЕКТИРОВЩИК»

Ведущая потребность: самореализации в значимой, «взрослой» деятельности.

Ценностное отношение к знанию: как средство решить проектные задачи. Знание для дела.

Знание само по себе ценности не имеет. Поэтому такому ребенку очень трудно «учиться впрок». Но знание становится важным, когда есть цель. Ученик ориентирован на реализацию себя, своего потенциала, своих замыслов в мире людей. «Знания нужны, чтобы изменять мир в соответствии с нашими замыслами» – так может звучать его девиз.
Среди них могут быть и люди-деятели и люди-мыслители, но и те и другие создают у себя в голове образ результата и с интересом продумывают путь его достижения. Для «Проектировщика» важно, чтобы этот результат имел общественную ценность (был нужен кому-то еще, а не только ему).

Словесные формулы, которые помогут сформулировать цель проекта:
1. Создать.
2. Воплотить.
3. Усовершенствовать.
4. Внедрить.
5. Предложить способ.
6. Понять, как.
7. Изменить.
8. Пройти до конца.
9. Осуществить.

Какие проблемы могут заинтересовать ученика в создании проекта:
1. Обнаружить практический смысл теоретического знания.
2. Возможность решить с помощью нового знания общественно значимые проблемы.
3. Решить изобретательские и инженерные задачи.

Как презентовать проект: мастер-класс, стендовый доклад.

«ИСПЫТАТЕЛЬ»

Ведущая потребность: в преодолении, испытании себя.

Ценностное отношение к знанию: как личный вызов, материал для саморазвития.

Для ребенка важно самосовер­шенство­вание. Интерес представляет не само знание, а ситуация его получения. Она должна быть трудной, неординарной, содержать элемент интриги, риска, соревнования. Важный критерий ценности знания – что оно дает лично мне (для моего развития, для самопознания). Поэтому ценятся ситуации испытания. Другой критерий – необычность, нестандартность ситуации получения знания. Они тоже рассматриваются как вызов.
Уже полученное знание может быстро терять для школьника ценность, поскольку уже открыто, известно.

Словесные формулы, которые помогут сформулировать цель проекта:
1. Проверить на прочность.
2. Развить у себя.
3. Понять про себя.
4. Доказать себе.
5. Опровергнуть.
6. Получить новый опыт.

Какие проблемы могут заинтересовать ученика в создании проекта:
1. Проблемы, связанные с оценкой и развитием возможностей человека.
2. Проблемы, лично важные для ребенка.
3. Проблемы, решение которых требует преодоления сопротивления, изменения и воспитания самого себя.

Как презентовать проект: интеллектуальная игра, защита, пресс-конференция.

«АКТИВИСТ»

Ведущая потребность: в социальном признании, социально значимом действии.

Ценностное отношение к знанию: как средство установить отношения или оказать помощь.

Школьнику важным может быть само знание, если оно несет общественную пользу, помогает людям, улучшает их жизнь. Мотивировать может и ситуация получения знания. Если она позволяет ребенку включиться в процесс общения, команду единомышленников, реализовать свои лидерские устремления. Иначе говоря: «Познавать вместе или для других».
В отличие от «Проектировщика», он не склонен что-то замысливать сам, но если ему предлагается социально значимая задача, с интересом включается в понимание и освоение нового знания.
Другие люди помогают ему продвигаться в понимании и придают смысл процессу учения.

Словесные формулы, которые помогут сформулировать цель проекта:
1. Увлечь.
2. Сообща доказать.
3. Сделать вместе.
4. Помочь другим.
5. Изменить.
6. Сплотить.
7. Улучшить.

Какие проблемы могут заинтересовать ученика в создании проекта:
1. Решение острых социальных проблем. Помощь людям.
2. Сформировать команду единомышленников.
3. Улучшить эмоциональный климат группы. Воплотить в жизнь идеалы и ценности группы.

Как презентовать проект: пресс-конференция, ролевая игра, информационный лист.

«ПРИЗЕР»

Ведущая потребность: в достижении, самоутверждении, получении высокого результата.

Ценностное отношение к знанию: как средство социального роста, удовлетворения амбиций.

Для учеников важно самоутвердиться. Отдельные представители могут самоутверждаться и в собственных глазах, но большинству нужно расти на фоне и относительно других.
Их может заинтересовать само по себе знание, если его содержание выигрышно для самодемонстрации, если оно помогает лучше узнать, как устроен успех и социальный рост. Интересны те ситуации получения знания, в которых есть соревнование, публичность, возможность показать себя с лучшей стороны.
Для таких школьников некоторые ситуации обучения могут быть не просто не интересны, а опасны: если знание слишком сложно; если есть люди, которые точно лучше в этом разбираются, и т. д.

Словесные формулы, которые помогут сформулировать цель проекта:
1. Впечатлить.
2. Показать свои возможности.
3. Доказать другим.
4. Продемонстрировать преимущества.
5. Получить.
6. Усовершенствовать.

Какие проблемы могут заинтересовать ученика в создании проекта:
1. Роль личности в истории, проблемы становления личности.
2. Успех и пути его достижения.
3. Актуальные вопросы общества, политики, модные темы (тренды).

Как презентовать проект: публичный отчет, доклад, шоу, праздник, спектакль.