Диагностики функциональной грамотности
Поручите руководителям МО выступить на педсовете с докладами о результатах, которые показали школьники на диагностиках по функциональной грамотности
Причины неуспешности
Обозначьте возможные причины, из-за которых ученики показали низкие результаты на диагностиках функциональной грамотности
ФГОС-2021
Учитывайте требования новых ФГОС, когда будете обсуждать вопросы формирования функциональной грамотности школьников
Обмен опытом
Организуйте мастер-классы или тренинги, чтобы педагоги поделились друг с другом опытом по вопросам развития функциональной грамотности школьников

Протокол педагогического совета
от 14.06.2022 № 10 «Итоги работы по развитию функциональной грамотности
в 2021/22 учебном году»

Дата проведения: 14.06.2022.

Присутствовали: 37 человек.

Отсутствовали: 2.

Председатель: Андреев А.А., директор МБОУ «Средняя школа № 1».

Секретарь: Туманова О.В., учитель русского языка и литературы.

Повестка педсовета:

1. Формирование функциональной грамотности как приоритетная задача современного образования.

2. Целевые ориентиры и задачи школы по формированию функциональной грамотности в 2021/22 учебном году.

3. Анализ результатов диагностик функциональной грамотности.

4. Итоги диагностических работ в 2021/22 учебном году.

5. Задачи по формированию функциональной грамотности на 2022/23 учебный год.

По 1-му вопросу слушали Андреева А.А., директора МБОУ «Средняя школа № 1».

В своем докладе Андреев А.А. обратил внимание на важнейшую задачу современной школы – воспитание и обучение функционально грамотной личности. Перечислил федеральные и региональные нормативные документы, в которых закреплена эта задача. Сформулировал стратегические ориентиры развития школы по формированию функциональной грамотности.

По 2-му вопросу слушали Маринину М.А., заместителя директора по УВР.

Маринина М.А. рассказала о реализации плана мероприятий по формированию функциональной грамотности. План мероприятий был разработан в начале года в соответствии с рекомендациями Минпросвещения (письмо от 14.09.2021 № 03-1510). В соответствии с планом были проведены мероприятия, направленные на формирование и развитие функциональной грамотности, в том числе оценочные процедуры. Маринина М.А. представила цели и задачи диагностик, критерии оценки сформированности функциональной грамотности.

По 3-му вопросу слушали:

– Савину М.А., руководителя МО учителей предметной области «Русский язык и литература», которая представила анализ результатов диагностик читательской грамотности;

– Авдееву Н.И., руководителя МО учителей предметной области «Математика и информатика», которая представила анализ диагностик математической грамотности;

– Сорокину Н.В., руководителя МО учителей предметной области «Естественные науки», которая представила анализ результатов диагностик естественно-научной грамотности;

– Антонову Т.Н., руководителя МО учителей предметной области «Общественные науки», которая представила анализ результатов диагностик финансовой грамотности;

– Сидорову Г.В., руководителя рабочей группы «Развитие функциональной грамотности», которая представила анализ результатов диагностик глобальных компетенций и креативного мышления.

По 4-му вопросу слушали Маринину М.А., заместителя директора по УВР Маринина М.А. подвела итоги диагностических работ и представила выводы в целом по школе. Она отметила, что причины не очень высоких результатов по направлениям функциональной грамотности у большинства обучающихся классов могут быть связаны с тем, что в процессе обучения школьники практически не имеют опыта выполнения заданий междисциплинарного характера, а развитие общеучебных умений осуществляется преимущественно в границах учебных предметов. По словам Марининой М.А., на уроках и во внеурочной деятельности обучающиеся редко оказываются в жизненных ситуациях, в которых им необходимо решать социальные, научные и личные задачи.

Маринина М.А. обратила внимание на расхождения в результатах внешних и внутренних диагностик. По ее мнению, это может быть связано с тем, что подготовленные КИМ не всегда позволяют объективно оценить уровень достижения обучающимися проверяемых умений.

По 5-му вопросу слушали Маринину М.А., заместителя директора по УВР.

В своем выступлении Маринина М.А. сформулировала задачи, которые необходимо решить школе в 2022/23 учебном году.

В 2022/23 учебном году начинается реализация ООП по новым ФГОС. Новые ФГОС НОО и ООО четко переносят акцент на формирование функциональной грамотности как одного из значимых образовательных результатов. Школа должна создавать условия для формирования функциональной грамотности обучающихся, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий. А это значит, что школа, реализуя ООП, должна научить ученика решать не только учебные задачи, но и жизненные проблемные ситуации.

Прежде всего необходимо скорректировать и дополнить разделы основной образовательной программы: «Программа формирования УУД» (по ФГОС ООО, утв. приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287), «Программа развития УУД» (по ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897) и «Система оценки результатов освоения ООП» – с учетом подходов и требований по формированию функциональной грамотности. Следует скорректировать рабочие программы по учебным предметам и курсам внеурочной деятельности с учетом подходов и требований по формированию функциональной грамотности. Провести анализ типичных затруднений обучающихся по различным видам функциональной грамотности и использовать на уроках задания в формате PISA.

Маринина М.А. обратила внимание учителей на необходимость повышения профессиональной компетентности в области формирования функциональной грамотности учеников. Для этого в школе будут организованы мероприятия по обмену опытом в области формирования и оценки функциональной грамотности на различных уровнях.

В прениях выступили:

Сорокина Н.В., руководитель МО учителей предметной области «Естественные науки», которая предложила всем учителям проанализировать причины неуспешного выполнения отдельных групп заданий и организовать коррекционную работу по ликвидации выявленных проблем, а также по их предупреждению. Кроме того, необходимо использовать полученные данные для организации работы на уроке, во внеурочной деятельности, во время внеклассных мероприятий, классных часов, при распределении обязанностей в классе и т. д.

Шишкова Е.Н., учитель русского языка и литературы, которая рассказала о своем опыте применения на уроках во время закрепления и систематизации знаний сертифицированных заданий по функциональной грамотности из РЭШ.

Абрамова М.В., учитель математики. Она предложила провести мастер-класс для учителей, на котором представит свой опыт разработки и использования на уроках заданий, направленных на умение интерпретировать информацию, представленную в различных формах (таблицы, диаграммы, графики реальных зависимостей), заданий с использованием статистических показателей для характеристики реальных явлений и процессов.

<...>