ПРИМЕР 1

Вариант задания 1: выразительно прочитайте вслух текст о советском конструкторе, создателе первого в мире искусственного спутника Земли Глебе Юрьевиче Максимове (1906–2001).
Скачать пример текста из задания 1 о советском конструкторе.

ПРИМЕР 2

Вариант задания 2: перескажите текст о Г.Ю. Максимове, включив в пересказ слова К.П. Феоктистова, руководителя группы проектировщиков космических кораблей: «Талантливый инженер работ по автоматическим аппаратам для исследования планет». Где лучше использовать слова К.П. Феоктистова в пересказе? Используйте любые способы цитирования.

ПРИМЕР 3

Вариант задания 3: выберите одну из предложенных тем для беседы.
Темы:
1. Семейная ссора: на основе описания фотографии.
2. Любимый город: повествование на основе жизненного опыта.
3. Что влияет на выбор будущей профессии? Рассуждение по вопросу.
Чтобы подготовить монолог по теме, ученик использует карточку, которая есть в контрольно-измерительных материалах (КИМ). К примеру, ученику надо описать фотографию «Семейная ссора». На ней изображены ссорящиеся родители и маленькая девочка, которая руками зажимает уши. Карточка напоминает ученику, что он должен в монологе описать:
– кто изображен;
– место действия;
– что делают родители;
– что чувствует девочка.

ПРИМЕР 4

Вариант задания 4: во время беседы вам будут заданы вопросы по выбранной вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником. Если ученик выбрал описание фотографии в задании 3, то он продолжает беседовать по тематике этой фотографии. В нашем случае это фотография по теме «Семейная ссора». Собеседник задаст ученику вопросы:
– На каких принципах должны строиться отношения между всеми членами семьи?
– Как можно избежать конфликтов в семье?
– Могут ли родители ссориться при детях?
– Какие чувства испытывают при этом дети?

ПРИМЕР 5

Учитель на уроках русского языка и литературы, на внеурочных занятиях просит учащихся прочитать по одному предложению и анализирует интонацию и темп чтения. Такие задания занимают от пяти до семи минут, поэтому их можно включить в «пятиминутку» на каждом уроке или внеурочном занятии.

ПРИМЕР 6

Задание для учащихся: расскажите об уроке, который запомнился вам больше всего. Не забудьте рассказать о чем шла речь на уроке, как реагировали одноклассники на рассказ учителя, что заинтересовало вас в рассказе учителя, что запомнилось больше всего.

ПРИМЕР 7

Задание для учащихся: примите участие в интервью. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы:
1. Есть ли у вас в школе форма?
2. Чем удобна школьная форма?
3. Почему ученики часто не любят носить форму?
4. Согласны ли вы с тем, что одежда – часть делового этикета?
5. Опишите одежду, в которой бы вы хотели видеть учеников в своей школе.

ПРИМЕР 8

Работа в парах. Ваш друг только что вернулся из интересного путешествия. Расспросите его о поездке. Составьте диалог с соседом по парте.

ПРИМЕР 9

Работа в парах. Расскажите о подготовке школьного проекта. Не забудьте отметить:
– в каком научном мероприятии вы участвовали;
– какие исследования проводили;
– что нового узнали;
– какой опыт получили.

ПРИМЕР 10

Обсудите вопрос «Книга или фильм?». Расскажите: лучше прочитать книгу или посмотреть экранизацию, какие преимущества есть у книги, какими возможностями обладает кино, может ли просмотр фильма заменить чтение книги. Посоветуйте своим сверстникам, как лучше знакомиться с классическими произведениями.