Возраст | Нормальное речевое развитие | Признаки возможных нарушений речи |
---|---|---|
Младенческий возраст (0–1 год) |
Крик, гуление, лепет, понимание обращенной речи, первые слова | Малая активность элементарной речевой деятельности – гуления и лепета, однотипные вокализации, отсутствие реакции на речь и звуки |
0–3 месяца | Крик, плач с разными интонациями. Улыбка и смех при появлении близкого взрослого (комплекс оживления) | Отсутствие голоса, крика. Нет комплекса оживления |
3–6 месяцев | Гуление: протяжные звуки: агу, гуу, агы | Не гулит. Не смеется. Не проявляет эмоций в ответ на появление близкого взрослого. |
4–5 месяцев | Визг, смех, гуление с разными интонациями | |
5–6 месяцев | Лепет: слоги: «ма», «па», «ки», «та» | |
7–8 месяцев | Звукоподражание: гав-гав, пи-пи, ба-бах, увеличение количества произносимых звуков | Отсутствует повторение слогов и лепет |
9–12 месяцев | Простые слова: «мама», «баба», «дай», «на» | |
Ранний возраст (1–3 года) |
Фразовая речь. Употребление местоимений, прилагательных, наречий. Рассказывание коротких историй и стихов | Нет речи с помощью слов. Нет словосочетаний или простых предложений из двух слов. Не может выполнить одношаговую устную инструкцию (дай мишку) |
1–1,5 года | Простые фразы из первых слов «там мама», «папа ням-ням». Имитирует речь взрослых. Показывает близких, которых ему называют. Около 10 слов в активном словаре, в пассивном – около 200 | Нет слов и простых фраз. Не может на слух выполнить простое задание. Не улыбается. Не реагирует на обращение к нему, на свое имя. Не поворачивается на называние предметов. Не реагирует на имена близких |
2–3 года | Предложения из 4–5 слов. Появление вопросительных предложений. Называет основные цвета, бытовые предметы. Рассказывает простые истории. Отвечает устно и кивает в ответ на вопрос. Может выполнить двухэтапную инструкцию, например, бери мяч и иди сюда | Нет фразовой речи. Не выполняет даже простые обращенные к нему просьбы. Нет словосочетаний. Не может показать пальцами свой возраст. Не может показать на называемые простые бытовые предметы (стул, дом, хлеб) |
Дошкольный возраст (3–6 лет) |
Связная речь, способность сложить рассказ, использование разных частей речи, изменения слов по роду и числу, ясность речи для постороннего | Неясная постороннему человеку речь, не может сложить слова в фразы, а из них построить короткий рассказ, повторение одних и тех же фраз, неречевая коммуникация |
3–4 года | Связная речь предложениями, рассказ предложениями, использование прилагательных, наречий, изменения по числу и роду. Может рассказать историю, заучить короткие простые стихи. Речь ребенка понятна постороннему человеку | Нет фразовой речи или говорит одни и те же заученные фразы, например, из видео, из мультиков. Речь понятна только родителям. Слова произносит с заметными искажениями. Использует неречевую коммуникацию: жесты, мимику, тянет за руку |
4–5 лет | Задает вопросы со словами «кто» и «почему». Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени. Чисто произносит Ж и Ш. Л и Р может пропускать или заменять на ЛЬ, ЙЬ | Половина и более согласных звуков нечеткие. Нет фразовой речи или использует одни и те же заученные фразы. Речь непонятна постороннему. Не задает вопросы, не знает названия простых бытовых предметов. Не может словесно выразить просьбу, отношение. Не может выполнить данную словесно инструкцию |
5–6 лет | Знает свой адрес. Знает назначение бытовых предметов и из чего они сделаны. Умеет пересказывать. Может описать отношение к тому, о чем рассказывает, и описать прошлое событие | |
6–7 лет и старше | Полноценно использует речь как инструмент общения, использует сложные предложения со всеми частями речи, развернуто отвечает на вопросы, речь имеет верный грамматический строй. Составляет рассказы с разными сюжетами и эмоциональным фоном. Может назвать синонимы и антонимы к слову. Все звуки произносит верно | Любые признаки риска из предшествующих возрастов. Нарушено произношения звуков. Не может найти место звука в слове. Замена звуков, например, «вук» вместо «жук». Пропуски букв при письме, перестановка букв, например, лбеди вместо лебеди, баттны вместо банты. Зеркальное письмо. Речь грамматически неверная: не согласует слова, изменяет их по числу, падежу, роду |