Возраст Нормальное речевое развитие Признаки возможных нарушений речи
Младенческий возраст
(0–1 год)
Крик, гуление, лепет, понимание обращенной речи, первые слова Малая активность элементарной речевой деятельности – гуления и лепета, однотипные вокализации, отсутствие реакции на речь и звуки
0–3 месяца Крик, плач с разными интонациями. Улыбка и смех при появлении близкого взрослого (комплекс оживления) Отсутствие голоса, крика. Нет комплекса оживления
3–6 месяцев Гуление: протяжные звуки: агу, гуу, агы Не гулит. Не смеется. Не проявляет эмоций в ответ на появление близкого взрослого.
4–5 месяцев Визг, смех, гуление с разными интонациями
5–6 месяцев Лепет: слоги: «ма», «па», «ки», «та»
7–8 месяцев Звукоподражание: гав-гав, пи-пи, ба-бах, увеличение количества произносимых звуков Отсутствует повторение слогов и лепет
9–12 месяцев Простые слова: «мама», «баба», «дай», «на»
Ранний возраст
(1–3 года)
Фразовая речь. Употребление местоимений, прилагательных, наречий. Рассказывание коротких историй и стихов Нет речи с помощью слов. Нет словосочетаний или простых предложений из двух слов. Не может выполнить одношаговую устную инструкцию (дай мишку)
1–1,5 года Простые фразы из первых слов «там мама», «папа ням-ням». Имитирует речь взрослых. Показывает близких, которых ему называют. Около 10 слов в активном словаре, в пассивном – около 200 Нет слов и простых фраз. Не может на слух выполнить простое задание. Не улыбается. Не реагирует на обращение к нему, на свое имя. Не поворачивается на называние предметов. Не реагирует на имена близких
2–3 года Предложения из 4–5 слов. Появление вопросительных предложений. Называет основные цвета, бытовые предметы. Рассказывает простые истории. Отвечает устно и кивает в ответ на вопрос. Может выполнить двухэтапную инструкцию, например, бери мяч и иди сюда Нет фразовой речи. Не выполняет даже простые обращенные к нему просьбы. Нет словосочетаний. Не может показать пальцами свой возраст. Не может показать на называемые простые бытовые предметы (стул, дом, хлеб)
Дошкольный возраст
(3–6 лет)
Связная речь, способность сложить рассказ, использование разных частей речи, изменения слов по роду и числу, ясность речи для постороннего Неясная постороннему человеку речь, не может сложить слова в фразы, а из них построить короткий рассказ, повторение одних и тех же фраз, неречевая коммуникация
3–4 года Связная речь предложениями, рассказ предложениями, использование прилагательных, наречий, изменения по числу и роду. Может рассказать историю, заучить короткие простые стихи. Речь ребенка понятна постороннему человеку Нет фразовой речи или говорит одни и те же заученные фразы, например, из видео, из мультиков. Речь понятна только родителям. Слова произносит с заметными искажениями. Использует неречевую коммуникацию: жесты, мимику, тянет за руку
4–5 лет Задает вопросы со словами «кто» и «почему». Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени. Чисто произносит Ж и Ш. Л и Р может пропускать или заменять на ЛЬ, ЙЬ Половина и более согласных звуков нечеткие. Нет фразовой речи или использует одни и те же заученные фразы. Речь непонятна постороннему. Не задает вопросы, не знает названия простых бытовых предметов. Не может словесно выразить просьбу, отношение. Не может выполнить данную словесно инструкцию
5–6 лет Знает свой адрес. Знает назначение бытовых предметов и из чего они сделаны. Умеет пересказывать. Может описать отношение к тому, о чем рассказывает, и описать прошлое событие
6–7 лет и старше Полноценно использует речь как инструмент общения, использует сложные предложения со всеми частями речи, развернуто отвечает на вопросы, речь имеет верный грамматический строй. Составляет рассказы с разными сюжетами и эмоциональным фоном. Может назвать синонимы и антонимы к слову. Все звуки произносит верно Любые признаки риска из предшествующих возрастов. Нарушено произношения звуков. Не может найти место звука в слове. Замена звуков, например, «вук» вместо «жук». Пропуски букв при письме, перестановка букв, например, лбеди вместо лебеди, баттны вместо банты. Зеркальное письмо. Речь грамматически неверная: не согласует слова, изменяет их по числу, падежу, роду