Падает снежок

Цели: развивать тактильную чувствительность, регулировать мышечное напряжение.

Ребенок медленно, а затем быстро высыпает песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь, как будто посыпает землю снегом. В теплое время года ребенок может изображать не снежок, а дождик.

Спрячь зайку от мишки

Цели: стабилизировать эмоциональное состояние, развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику.

Педагог-психолог предлагает ребенку помочь зайчику спрятаться от медведя или волка за забором. Ребенок строит забор из конструктора или счетных палочек. Чтобы усложнить задачу, педагог-психолог просит ребенка построить большой забор из палочек сначала синего цвета, затем красного и зеленого.

Проложи тропинку к елочке

Цели: развивать мелкую моторику рук, глазомер.

Педагог-психолог выставляет две фигурки друг напротив друга – например, зайца и елку. Затем он рисует пальцем или выкладывает из мозаики начало дорожки от одной фигурке к другой и предлагает ребенку ее продолжить.

Найди отличие

Цели: развивать умение концентрировать внимание на деталях, мелкую моторику.

Ребенок изображает на кинетическом песке несложную картинку с помощью круглых и квадратных формочек – с их помощью удобно изобразить снеговика, домик. Ребенок показывает картинку взрослому и отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и просит ребенка сказать, что изменилось. Затем взрослый и ребенок меняются ролями. Игра подходит для занятий индивидуально и с группой детей.

Снежная горка

Цели: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, воображение.

Педагог-психолог предлагает ребенку слепить горку для персонажа. Важно, чтобы ребенок смог слепить спуск с горки.

Едут санки и коньки

Цели: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, воображение.

Педагог-психолог предлагает детям скользить ладонями по поверхности песка зигзагообразными круговыми движениями – как коньки, затем проводить ладонями параллельно в разных направлениях – как санки и лыжи.

Укрась ёлочку

Цели: развивать память, мелкую моторику.

На гладкой поверхности ребенок оставляет отпечаток формочки «елка». Педагог-психолог предлагает ребенку украсить ее пуговицами, мозаикой, отпечатками палочки, карандаша, пальцев. Чтобы усложнить задание, педагог-психолог предлагает ребенку украсить елку пальцами сначала правой, затем левой руки, затем поочередно, начиная с большого пальца.

Оставь следы на снегу*

Цели: развивать тактильную чувствительность, воображение, мелкую моторику.

Педагог-психолог предлагает ребенку вспом- нить, как люди и животные оставляют следы на снегу. Ребенок изображает: как тяжело ходят медвежата – для этого он кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок; как прыгают зайчики – кончиками пальцев ударяет по поверхности песка в разных направлениях; как ползут змейки – пальцами проводит по поверхности и делает ее волнистой; бегут паучки – двигает пальцами, имитирует насекомых. Далее педагог-психолог предлагает ребенку сделать следы более четкими с помощью формочек.


*Модификация упражнения Ю. Шиманович.

Помоги зайке согреться

Цели: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, воображение.

Педагог-психолог предлагает ребенку игровую ситуацию: «помоги зайке, ему холодно зимой, сделай для него норку». Ребенок делает для персонажа домик из песка и «заселяет» в него жильца. Чтобы в домиках было светло, педагог-психолог предлагает ребенку сделать в стенах дырочки-окна пальцем или палочкой.

Повесь бусы на ёлку

Цели: развивать восприятие, глазомер.

Педагог-психолог показывает ребенку изображение елочки и просит украсить ее бусами. Ребенок последовательно выкладывает «бусы» на песке с помощью мелких цветных камушков, ракушек, фасоли.

Слепи снеговика

Цели: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, речь.

Педагог-психолог просит ребенка слепить снеговика из песка. Чтобы усложнить задачу, педагог-психолог напоминает ребенку сюжет сказки про колобка, делит песок на маленькие комки – «муку», «масло», «сметану», затем предлагает замесить тесто, слепить колобка и обыграть персонаж.

Нарисуй снежинки

Цели: развивать мелкую моторику рук, речь.

Педагог-психолог предлагает ребенку прокатить по песку предметы с разной поверхностью – гладкий мяч, мяч с шипами. Далее педагог-психолог просит ребенка рассмотреть отпечатки и сказать, какие из них похожи на снежинки, какие – на снежные хлопья, какие – на длинные сосульки.

Сыграй в снежки

Цели: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, речь.

Педагог-психолог предлагает ребенку оставить следы ладошек, пальцев, круглых формочек на песке, при этом надавливать на песок сильно. Затем ребенок сравнивает отпечатки, определяет, какие из них маленькие, какие – большие.

Приготовь угощение

Цели: развивать тактильную чувствительность, воображение, мелкую моторику, глазомер.

Педагог-психолог предлагает ребенку приготовить праздничное угощение. Ребенок с помощью формочек лепит печенье, пластиковой палочкой разрезает «колбасу» из песка, руками «выпекает» пирожки – перекидывает тесто из одной ладони в другую. Затем ребенок «угощает» кукол. Чтобы разнообразить игру, педагог-психолог предлагает ребенку использовать формы для выпечки, кулинарные высечки, скалку.

Праздничная скатерть

Цели: закрепить представления о свойствах песка, развивать творческую активность.

Педагог-психолог предлагает ребенку украсить «праздничную скатерть», «салфетку», «коврик для котенка». Для этого ребенок использует камешки, ракушки и пуговицы.

Орешки для белочки

Цели: развивать тактильную чувствительность, воображение, мелкую моторику, речь.

Педагог-психолог показывает ребенку, как из песка сделать орешки, чтобы покормить белочку. Ребенок лепит орешки и разыгрывает, как кормит белочку.

Пройди лабиринт

Цели: развивать память и внимание, глазомер.

Педагог-психолог лепит или рисует лабиринт. У входа в лабиринт педагог-психолог располагает персонаж – игрушку, которой необходимо его пройти. У выхода из лабиринта он размещает награду для персонажа: игрушечное угощение, клад или другого персонажа. Ребенок «проходит» лабиринт.

Сочини сказку

Цели: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, речь, творческое воображение.

Ребенок оставляет следы на песке с помощью формочек и штампов. Затем педагог-психолог задает тему сказки, например, «Однажды в зимнем лесу…" Ребенок придумывает и рассказывает сказку со своими героями.

Дорисуй картинку

Цели: развивать мелкую моторику, воображение.

Педагог-психолог выравнивает песок и рисует на нем палочкой несколько фигур. Для малышей следует рисовать простые фигуры – круг, квадрат, линии, а для детей постарше – более сложные формы. Затем педагог-психолог говорит, что он забыл, что же хотел нарисовать, и предлагает ребенку помочь закончить картинку.

Выложи по контуру

Цели: развивать мелкую моторику, глазомер.

Педагог-психолог выравнивает песок и рисует на нем простой рисунок – круг, елочку, домик, елочную игрушку. Затем он предлагает ребенку выложить фигурку по контуру камешками, мозаикой или пуговицами. Это упражнение также поможет закрепить новые знания ребенка, например, названия геометрических фигур, буквы и цифры.