Прием 1. От слова – к цели

Что формировать. Умение ставить цель.

Как формировать. На доске – тема урока. Задание ученикам: объясните значение каждого слова с опорой на справочные пособия, которые есть в кабинете, а потом с опорой на свой жизненный опыт. Определите цель урока. Опорные глаголы, чтобы поставить цель: определить, узнать, научиться, выяснить, сравнить, проанализировать.

Что понадобится: справочные пособия.

Прием 2. От классификации к цели

Что формировать. Умение ставить цель.

Как формировать. Предложите школьникам для зрительного или слухового восприятия ряд слов, предметов, фигур, картинок, фотографий. Ряд нужно разделить на группы. Ученики сформулируют тему и цель урока, когда разделят объекты на группы.

На уроках окружающего мира ученики работают с изображениями животных, которых им нужно сгруппировать и объяснить, по какому признаку они предлагают это сделать. Когда отвечают на вопрос, ученики выходят на тему и цель урока. Например, темы: «Дикие и домашние животные», «Кто кого ест. Типы питания животных».

Такую же работу проведите с классификацией растений или когда изучаете дорожные знаки. Например, научиться определять, к какой группе дорожных знаков относится символ, понимать, как правильно действовать, когда увидел конкретный знак.

Что понадобится: карточки со словами, предметами, фигурами; картинки, фотографии по теме урока.

Прием 3. От сравнения к цели

Что формировать. Умение ставить цель.

Как формировать. Предложите ученикам для зрительного или слухового восприятия ряд слов, предметов, фигур, картинок, фотографий. Их нужно сравнить. Школьники сравнивают объекты, находят те, которые можно объединить, исключают лишние. В зависимости от установки учителя, ученики отталкиваются от лишнего слова или от объединенных общим признаком и формулируют цель урока.

На уроке окружающего мира школьникам предлагают найти лишнее: Байкал, Енисей, Волга, Амур, Лена. Далее ученики формулируют цель урока.

Что понадобится: карточки со словами, предметами, фигурами; картинки, фотографии по теме урока.

Прием 4. От кластера к цели

Что формировать. Умение ставить цель.

Как формировать. Предложите ученикам составить кластер: выделить смысловые единицы текста и графически оформить их в определенном порядке. Прием используйте, когда систематизируете информацию до того, как ученики освоят основной материал. Выясните, что школьники знают по теме урока или занятия внеурочной деятельности, и начните составлять кластер. То, что ученики не знают, и будет целью урока или занятия. На следующем этапе учащиеся исправляют и дополняют кластер.

На уроке окружающего мира хорошо использовать прием, когда изучаете тему «Планеты Солнечной системы». На уроке русского языка – тему «Части речи».

Что понадобится: карточки с вопросами-подсказками.

Прием 5. От проблемной ситуации к цели

Что формировать. Умение ставить цель.

Как формировать. Предложите ученикам проблемную ситуацию. Когда они столкнутся с ней, то поймут, что не решат проблему до тех пор, пока не получат новую информацию. Вы можете использовать недостаточные или избыточные, противоречивые, с заведомо допущенными ошибками исходные данные.

Можно предъявить проблемную ситуацию в конце урока и предложить выполнить задание, которое невозможно сделать из-за того, что знаний недостаточно. Ученики самостоятельно обозначат проблемную ситуацию, тему и цель следующего урока.

Что понадобится: карточки с проблемными ситуациями по теме следующего урока.

Прием 6. Таблица

Что формировать. Умение планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей, критическое мышление.

Как формировать. Используйте прием, когда работаете с разными видами текстов: научно-популярные, текстовые задачи. Предложите школьникам заполнить таблицу с графами: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал(а)», «Что осталось неизвестным». Графы «Знаю», «Хочу узнать» ученики заполняют до того, как прочитают или прослушают текст, графу «Узнал(а)» – во время того, как читают или слушают текст, графу «Что осталось неизвестным» – после.

На уроке окружающего мира можно использовать прием, когда изучаете тему «Полезные ископаемые», а на уроке математики, когда ученики решают текстовые задачи.

Что понадобится: карточки с текстами, карточки с таблицей с пустыми графами.

Прием 7. Ключевое слово

Что формировать. Умение формулировать задачи.

Как формировать. Запишите на доске тему урока. Далее школьники составляют интеллект-карту. Предложите ученикам записать ключевые слова. При этом они должны отталкиваться от темы.

Задание: с опорой на ключевые слова сформулируйте вопросы, на которые нам предстоит ответить на уроке. Сформулируйте задачи урока. Слова-помощники: Что? Какой? Почему? Что общего? Чем отличается? Зачем? Где, для чего это может пригодиться?

Что понадобится: карточки со словами-помощниками.

Прием 8. Яркое пятно

Что формировать. Умение принимать цель и задачи.

Как формировать. Задача учителя – подобрать «яркое пятно», которое мотивирует учеников принять цель. Педагог должен так сформулировать вопросы, чтобы они вывели ученика на нее. Раздайте школьникам карточки с вопросами о «ярком пятне». С их помощью они определят цель и задачи урока. Прием с опорой на «яркое пятно» можно проводить фронтально, а можно в группах.

Задание для урока математики: определите цель и задачи урока, когда посмотрите
м/ф «38 попугаев». Учитель подводит учеников к тому, что:
– чтобы измерить длину, нужно использовать различные измерительные инструменты;
– в разных странах и в разные времена были ранее и существуют сейчас различные единицы длины;
– нужно научиться соотносить различные единицы длины, принятые в одной системе;
– нужно научиться использовать измерительные инструменты, выбирать оптимальный измерительный инструмент.

Что понадобится: карточки с «ярким пятном» – рисунком, фотографией и вопросами к нему. Или выделенная цветом запись на доске, отрывок из фильма, мультфильма, эпиграф, отрывок из музыкального произведения.

Прием 9. Решаем учебную задачу

Что формировать. Умение планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Как формировать. Когда определили цель урока или занятия внеурочной деятельности, ставите задачи и работаете с планом урока. Обсуждаете плюсы и минусы готового плана, работаете с избыточными или недостающими пунктами, с деформированным планом, составляем графический план урока из предложенных условных знаков. Также можно предложить подготовленным ученикам составить свой план решения учебной задачи.

Что понадобится: карточки с планом решения учебной задачи.

Прием 10. Что за чем следует?

Что формировать. Умение составлять алгоритм действий, чтобы решить учебную задачу, корректировать алгоритм с недостающими или лишними шагами.

Как формировать. Задание для урока русского языка: составьте алгоритм выбора букв -и/-е в окончании глагола в виде схемы, покажите, как применить алгоритм на конкретном примере.

На уроке литературного чтения ученики работают с деформированным текстом, текстовым или картинным планом. На уроке математики – составляют алгоритм, как решить задачу.

На уроке технологии ученики работают с технологическими картами, как изготовить оригами, мягкую игрушку, снежинку, аппликацию. Задание для урока изобразительного искусства: пронумеруй рисунки в правильном порядке и расскажи, что нужно нарисовать сначала, что потом.

На уроке окружающего мира по теме «Режим дня» можно дать задание: рассмотрите картинки и расскажите, что надо делать в первую очередь, во вторую… Во внеурочной деятельности – разложить карточки с фразами так, чтобы получился план беседы по телефону.

Что понадобится: карточки с алгоритмами, карточки с заданиями.

Прием 11. Если бы я был учителем

Что формировать. Умение планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Как формировать. Предложите ученикам представить, что они педагоги. Им надо объяснить всему классу тему урока, ход выполнения задания в устной форме. Ученики заранее планируют свои действия, а потом объясняют одноклассникам тему или задание. Учитель сможет выявить ошибки, трудности, неточные объяснения ученика и откорректировать их.

Что понадобится: карточки с планом решения учебной задачи.

Прием 12. Рефлексия

Что формировать. Умение оценивать свои действия, определять причины успешности и неуспешности деятельности.

Как формировать. Ученики анализируют на этапе рефлексии свои действия и отвечают на вопросы:
1. На уроке я узнал…
2. Теперь я могу…
3. Я научился…
4. У меня получилось, потому что…
5. Я понял, что…
6. Я почувствовал…
7. Мне было сложно, потому что…
8. Мне было интересно…
9. Меня удивило…
10. Я попробую…
11. Мне необходимо…
12. Мне захотелось…

Что понадобится: листы с вопросами.

Прием 13. Да и нет. Согласен, не согласен

Что формировать. Умение ставить цель, осуществлять итоговый контроль.

Как формировать. Предложите ученикам утверждения по теме. Ученики на основе своего опыта соглашаются с утверждениями или оспаривают их.

На основании утверждений ставят цель урока. На этапе рефлексии дети возвращаются к приему, чтобы прояснить, какие из утверждений были верными, а что нужно корректировать. Школьники исправляют ошибки. На уроке русского языка по теме «Имя существительное как часть речи» предложить ученикам таблицу

Что понадобится: карточки, таблицы по теме.

Прием 14. Знаю – Забыл – Хочу узнать

Что формировать. Умение проводить итоговый и пошаговый контроль, корректировать действия, соотносить полученный результат с эталоном.

Как формировать. Когда ученик выполняет учебную задачу, он может сверять свои результаты с эталоном, словарем или ключом. Можно организовать парную работу с взаимопроверкой по эталону.

Что понадобится: словари, карточки с ключом или эталоном.

Прием 15. Найди ошибку

Что формировать. Умение проводить итоговый и пошаговый контроль, корректировать действия.

Как формировать. Предложите ученикам текст с ошибочной информацией. Информация должна быть явной, то есть школьники могут быстро и легко ее обнаружить и опираться при этом на знания и личный опыт. Также включите в текст неявную ошибочную информацию, чтобы ее можно было найти, только когда дети изучат новый материал.

В предложенном тексте ученики пытаются найти ошибки, озвучить их и аргументировать выводы. Когда изучили новую тему, они возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не обнаружили вначале.

Что понадобится: карточки с текстом.

Прием 16. От маршрутной карты к цели

Что формировать. Умение принимать цель.

Как формировать. Предложите ученикам ознакомиться с маршрутом, как они будут изучать новую тему. Обратите внимание на ресурсы, чтобы успешно освоить содержание темы, требования к результатам. Акцентируйте внимание на том, что нового школьники узнают, чему научатся, чему получат возможность научиться, что нужно актуализировать, чтобы успешно освоить тему. Затем предложите сформулировать собственную цель урока.

Что понадобится: маршрутные карты.