Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность: 3 месяца.
Участники: воспитанники старшей группы (5–6 лет).
Цель проекта: развивать познавательные и творческие способности детей через знакомство с историей и техникой лоскутного шитья.
Ожидаемые результаты проекта
Дошкольники будут знать |
|
Дошкольники будут уметь |
|
Подготовительный этап – 1 месяц. Познавательная деятельность
Формы работы | Содержание |
---|---|
Подготовительная работа | Педагоги определяют цели и задачи проекта, информируют родителей о нем, подбирают литературу, пособия, атрибуты |
Утренний круг. Проблемная ситуация | Воспитатель спрашивает у детей на утреннем круге, что они знают об одежде и тканях, кто их производит. Дошкольники отвечают. После задают дополнительные вопросы. Педагог заносит вопросы и ответы детей в интеллект-карту. Если есть возможность, кто-то в группе рассказывает о знакомом человеке, который делает вещи в лоскутной технике |
Гость группы. Беседа с мастером лоскутного шитья | Воспитанники и их родители встречаются и общаются с мастером лоскутного шитья |
Мастер-класс «Лоскутное одеяло» для родителей | Воспитатели знакомят родителей с темой проекта, рассказывают о лоскутной технике. Родители делятся на группы по четыре человека, делают квадраты из лоскутов. Затем сшивают их между собой, пришивают к единому большому куску ткани |
Организация мини-музея изделий в лоскутной технике. Рассматривание с детьми готовых изделий | В мини-музее дети и воспитатели собирают предметы одежды и интерьера в лоскутной технике, которые приносят родители и другие педагоги детского сада. Дошкольники рассматривают экспонаты |
Экскурсия с детьми в ателье | Дети знакомятся с профессиями работников ателье, рассматривают ткани, узнают о роли тканей в жизни человека |
Просмотр презентации о профессиях работников ателье, видео о тканях и ткацких станках | Воспитанники узнают о профессиях швеи, раскройщика, художника по костюмам. Знакомятся с тем, как производят ткани |
Чтение стихотворения. Беседа «Лоскутки» | Педагог читает детям стихотворение Л. Потаповой «Бабушкино одеяло». Показывает им лоскутное одеяло. Отвечает на вопрос, что это такое. Проводит беседу о том, чем полезны лоскутки, как их можно использовать |
Просмотр презентации «Лоскутное шитье» об истории и современном применении техники | Группа смотрит презентацию о лоскутном шитье, по которой знакомится с творческими и бытовыми работами в этой технике. Иллюстрации на слайдах – в хронологическом порядке, чтобы познакомить детей с историей лоскутного шитья |
Знакомство с иллюстрациями | Дошкольники изучают тематические журналы с идеями поделок в лоскутной технике, иллюстрации с картинами, предметами одежды, интерьера |
Текстовая мини-консультация «Необычный колодец» для родителей | Педагог рассказывает семьям воспитанников про технику «Колодец». Родители ищут дополнительную информацию по теме |
Беседа «Как правильно организовывать рабочее место и трудиться безопасно» | Педагог рассказывает детям о правилах техники безопасности во время работы с пластилином, водой, кисточками, клеем, бумагой, линейкой, тканями, иголками, ножницами. В дальнейшем кратко напоминает правила с учетом вида работы |
Итоговая беседа подготовительного этапа | Дети формулируют основной вопрос проекта: Как мастерить поделки в технике лоскутного шитья? Дополнительные вопросы, которые формулируют дошкольники:
|
Основной этап – 1,5 месяца. Познавательная, изобразительная, игровая деятельность
Формы работы | Содержание |
---|---|
Беседа «Цветовой круг» | Педагог показывает детям цветовой круг по Иоханнесу Иттену. Рассказывает, что цвета делятся на теплые, холодные и нейтральные, что нейтральные хорошо сочетаются с остальными. Добавляет, что хорошо сочетаются цвета, которые стоят на цветовом круге рядом, а также напротив друг друга. Отмечает, что удачно сочетаются природные цвета – например, цвет травы с любым другим, цвет неба, цвет коры деревьев. Раздает лоскутки разноцветных тканей и предлагает порассуждать, почему цвета на лоскутках сочетаются |
Лепка «Коврик для Жучки» | Дошкольники учатся сочетать цвета и с помощью пластилина делают «коврик» из двенадцати квадратиков разных цветов, которые должны хорошо смотреться вместе на коврике |
Изобразительная деятельность «Лоскутное одеяло» | Воспитатель помогает детям нарисовать мультяшное животное под одеялом из девяти квадратов. Затем педагог показывает варианты узоров, которые могут быть на ткани. Дети рисуют восковыми мелками на каждом квадрате узор по своему выбору. Выбирают основной цвет каждого «лоскута» нарисованного одеяла и наносят фон акварельными красками поверх мелков. Задают вопрос, как еще придумывать и рисовать узоры, которые используют на ткани |
Рисование в технике эбру | Дошкольники учатся рисовать в технике эбру, потому что это способ получить необычную расцветку ткани |
Беседа «Знакомство с тканями» с наглядным пособием | Педагог вспоминает с воспитанниками, что они узнали о тканях на экскурсии в ателье. На основе пособия показывает, из каких материалов делают нити. Объясняет, как из нитей изготавливают лен, хлопок, шерсть и другие виды тканей. Показывает образцы нитей и тканей, предлагает потрогать |
Работа с ткацким станком | Дошкольники на ручном ткацком станке пробуют сплести ткань. Интересуются, как еще использовать нить |
Творческо-экспериментальная деятельность «Рисуем нитями» | Дети осваивают азы ниткографии: учатся наносить краску на нити; экспериментируют с узорами по типу: «Что получится, если расположить нить так?» Дорисовывают получившиеся рисунки карандашами или фломастерами по выбору |
Занятие по раскрою ткани. Повтор техники безопасности при работе с ножницами | Воспитанники учатся раскраивать ткань: по линейке выравнивать край, чертить прямоугольники по продольным и поперечным нитям. Повторяют вместе с педагогом правила безопасной работы с ножницами. Учатся резать ткань по своим отметкам |
Аппликации из ткани по выбору | Дошкольники выбирают, какую из поделок изготовят: «Цветик-семицветик», «Щенок под лоскутным одеялом», «Девочка с зонтиком», «Петушок». Педагоги делают шаблоны деталей для поделок, дети обводят шаблоны на ткани, вырезают детали и делают лоскутную аппликацию |
Дидактические игры «Составь узор», «Сконструируй кораблик» | Дети тренируются составлять узоры и объекты из геометрических фигур, чтобы потом использовать этот навык во время работы с лоскутками |
Сюжетно-ролевая игра «Ателье» в одноименном центре активности в группе | Воспитатели с группой создают центр «Ателье» на основе уголка ряжения. Воспитанники узнают, как работает ателье. Знакомятся с профессиями: швея, закройщик, приемщица, гладильщик |
Сюжетно-ролевая игра «Наряжаемся к празднику» | Дети учатся выбирать праздничные наряды к различным праздникам в зависимости от их тематики |
Тематическое занятие по ФЭМП на лоскутках | Дошкольники повторяют геометрические фигуры по форме лоскутков: треугольник, квадрат, прямоугольник. Повторяют счет в пределах десяти: считают лоскутки, которые педагог объединяет в группы по различным признакам: форме, цвету и т. д. |
Тематическое занятие по ФЭМП на ориентировку в пространстве | Графический диктант: дети получают изображение, которое потом раскрашивают, будто оно выложено лоскутами |
Тематическое занятие «Ровно шьем вперед иглой» | Воспитанники учатся шить вперед иглой на специальном трафарете. Учатся делать стежки одинаковой длины. Затем тренируются шить вперед иглой по одному слою ткани, а потом – сшивать два слоя ткани |
Индивидуальная творческая деятельность «Панно “Ляпочиха”» | Дети делают аналог коврика в технике «Ляпочиха»: заготавливают узкие полоски из разноцветных салфеток, приклеивают их к листу бумаги А5. Учатся располагать «лоскутки» близко друг к другу, не запутывать и не склеивать их между собой, следить за тем, чтобы панно получалось «пушистым» |
Творческая деятельность в парах. «Коврик “Ляпочиха” для куклы» – первый итоговый продукт проекта | Воспитанники делятся на пары, каждая берет сетку 10 × 10 см, вокруг каждого ребра сетки обвязывает по одной полоске ткани 2 × 8 см и постепенно заполняет сетку |
Работа над поделкой «Одеяло для куклы» – второй итоговый продукт проекта | Дошкольники сшивают по четыре квадратных лоскутка. Закрепляют навык шить «вперед иглой» |
Заключительный этап – 2 недели. Презентация проекта, обмен опытом
Формы работы | Содержание |
---|---|
Мастер-класс «Лоскутное одеяло» для педагогов | Воспитатели рассказывают коллегам про все виды лоскутных техник. Педагоги делятся на группы по четыре человека, выкладывают квадраты из лоскутов. Затем по очереди крепят квадраты на картон с помощью двухстороннего скотча |
Презентация проекта | Дети рассказывают о проекте, показывают работы, которые сделали в ходе проектной деятельности, педагогам из других детских садов в рамках городского методического мероприятия |