Елена Бондаренко: В сентябре 2019 года мы провели анкетирование, чтобы выяснить, как организована работа с домашним заданием. Оказалось, что по большей части требования педагоги соблюдают. Но все же были некоторые тревожные данные. 18% учеников начальной школы и 35% восьмиклассников тратят на домашнюю работу больше времени, чем регламентируют СанПиН. От 60 до 80% времени уходит на математику, русский и иностранный языки. В большинстве случаев учителя не предоставляют детям выбор домашнего задания, иногда это делают лишь 45% педагогов. Между тем школьники предпочитают выполнять домашнюю работу на повторение и воспроизведение изученного материала. По результатам анкетирования мы создали рабочую группу, чтобы доработать школьное положение о домашнем задании. В нем решили закрепить требования, которые должны выполнять не только педагоги, но и школьники и родители. Как показал наш опрос, 40% родителей делают домашнюю работу вместе с детьми. А это минимизирует эффективность и пользу домашних заданий.
Наталья Лунева: Да, действительно, проблема с домашним заданием есть, причем на всех уровнях общего образования. Наши учителя не всегда соблюдают требования СанПиН. Больше скажу, чаще вообще не соблюдают.
Представим ученика начальной школы. Его домашнее задание может состоять из упражнения по русскому языку с заданием в нем, математика – решение двух примеров, окружающий мир – пересказ о природе родного края. Возможно ли за 1,5 часа ребенку выполнить его? Сомнительно. В конечном результате ученик начальной школы уже в этот период становится заложником ситуации. Он не может выполнить домашнюю работу один. В итоге – неудовлетворительные отметки и, самое главное, нежелание учиться в дальнейшем.
Жалобы родителей и школьников обусловлены не только ленью и нежеланием учиться, хотя в практике есть и такие примеры. Но все-таки чаще причина в большом объеме домашних заданий.
Инна Гаммершмидт: Проблема с домашним заданием существует. Время от времени появляются жалобы родителей и школьников, которые связаны с большим объемом домашнего задания. Как правило, это происходит из-за того, что на дом задают часть учебного материала, которую не успели пройти на уроке. Многие педагоги считают свой предмет самым важным, поэтому много задают на дом. Прилежные и ответственные ученики стараются выполнить весь объем заданного, поэтому их «рабочий» день становится продолжительнее, чем у родителей.
Еще одна проблема кроется в том, что дети засиживаются за компьютером, занимаются своими личными делами, которые не связаны с учебой, а родителям говорят, что выполняют домашнее задание. Родители начинают возмущаться, что их дети сильно перегружены, жалуются на педагогов.
Елена Кондратенко: Согласна с Инной Ивановной, проблема, конечно, есть. Не все педагоги выполняют требования локального акта. Они стремятся компенсировать то, что не успели в классе, за счет увеличения объема домашнего задания, не выясняют, какие еще задания ребенок должен выполнить по другим предметам, считают свой предмет самым важным.
Зачастую домашнее задание не дифференцированно, есть проблема и с индивидуализацией. Чаще педагоги дают репродуктивные задания, а это совсем не поддерживает учебную мотивацию школьников.