Общая информация

Контрольные точки

Ознакомить с локальным актом об организации дистанционного обучения

Коллеги, в школе разработано и утверждено Положение об организации дистанционного обучения. Его текст доступен на официальном сайте школы в разделе документы. Прочитайте положение, если еще не сделали этого. На основе этого документа мы организуем все занятия в школе: и учебные, и внеурочные.

Использовать дистанционные образовательные ресурсы

Педагоги, используйте бесплатные ресурсы для организации внеурочной деятельности во время дистанционного обучения. Это рекомендации Минпросвещения (Методические рекомендации от 20.03.2020 № б/н). Воспользуйтесь перечнем электронных ресурсов, список которых ведомство постоянно пополняет и публикует на своем сайте: edu.gov.ru/distance.
Коллеги, выбирайте дистанционный ресурс так, чтобы он отражал специфику курса внеурочной деятельности. Используйте вариант интегрированных уроков. Для социального направления используйте ресурсы профориентационных порталов «Билет в будущее», WorldSkillsRussia, «Образовариум». Для общекультурного направления можно использовать виртуальные экскурсии по крупнейшим мировым и российским музеям, видеотрансляции театральных постановок и концертов на сайте «Российская электронная школа». Для спортивно-оздоровительного направления подходят ресурсы сайтов «Я иду на урок физкультуры», «ФизкультУра». Для духовно-нравственного – телевизионные программы телеканала «МособрТВ», телеканал «Культура». Для общеинтеллектуального развития обучающихся будут полезными образовательные платформы «Фоксфорд», InternetUrok.ru, онлайн-школа Skyeng. Посмотрите примеры внеурочных мероприятий в конце этой статьи.

Сократить время занятий

Педагоги, соблюдайте нормы СанПиН. СанПиН рекомендует выделять на занятия внеурочной деятельности для 1-2-х классов не более 50 минут в день. Для остальных классов – не более 1,5 часов в день (приложение 6 к СанПиН 2.4.2.2821–10).
СанПиН регулирует количество занятий с компьютером в течение учебного дня: для 1-4-х классов – 1 урок, 5-8-х – 2 урока, 9-11-х – 3 урока (п. 4.2 приложения 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03). Коллеги, распланируйте занятия и укажите форму обучения для каждого занятия.

Выбрать форму внеурочных занятий

Коллеги, форма занятий должна отличаться от урочной. Учитывайте это требование при выборе ресурсов для дистанционных внеурочных занятий. Например, ФГОС предусматривает: художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы.
Проконтролируйте, чтобы в названии вашей программы была указана форма организации внеурочной деятельности. Это могут быть кружки, секции, школьные научные сообщества, театральные мастерские, клубы проектов и т. д.

Составлять рабочий лист дистанционного занятия

Педагоги, к каждому занятию составляйте и отправляйте ученикам рабочие листы дистанционного занятия. Так школьники будут четко знать, что делать, какие ресурсы и задания использовать, как установить обратную связь.
Коллеги, Минпросвещения рекомендует не перегружать школьников, создавать простейшие, нужные для детей, ресурсы и задания. Обязательно выражайте свое отношение к работам учеников в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций (методические рекомендации Минпросвещения от 20.03.2020 № б/н). Посмотрите образец рабочего листа дистанционного обучения ►.

Разработать задания для учеников, которые не имеют технических средств

Коллеги, посмотрите у классных руководителей список учеников, которые дома не имеют компьютера, других гаджетов и интернета. Разработайте для таких детей задания на длительный срок, продумайте комментарии. Дополнительные разъяснения школьнику вы можете давать по телефону.

Проводить мониторинг присутствующих детей на занятии

Педагоги, если проводите внеурочное занятие в электронном виде, вносите список отсутствующих детей не только в бумажный журнал посещения, но и в отчетную форму в Google-таблицах. Посмотрите образец отчетной формы в «Google Таблицах»>>.

Определить форму итоговой аттестации

Коллеги, в рабочей программе по внеурочной деятельности должна быть определена форма итоговой аттестации. Сами определите форму учета внеурочной деятельности учеников. Ориентируйтесь на возможности дистанционного образования. Форма аттестации внеурочной деятельности должна отличаться от форм аттестации по учебным предметам. Это может быть индивидуальная или коллективная оценка деятельности на основании проектов или творческих работ. Для мониторинга и учета достижений можно применять психолого-педагогический инструментарий, а также анализ портфолио учеников (письмо Минобрнауки от 18.08.2017 № 09–1672).

Внести изменения в рабочие программы

Педагоги, внесите изменения в рабочую программу по курсу внеурочной деятельности. В ней отразите, что образовательный процесс ведется с помощью дистанционных технологий. Укажите новые формы обучения и технические средства обучения (методические рекомендации Минпросвещения от 20.03.2020 № б/н).
Если у вас есть отставание в прохождении материала по плану внеурочной деятельности, можно скорректировать рабочую программу несколькими способами.
Способ 1. Укрупните дидактические единицы. Способ предполагает совместное изучение взаимосвязанных понятий, действий и др. Так вы полностью реализуете содержание за меньшее количество часов.
Способ 2. Объединить близкие по содержанию темы занятий. Проанализируйте, на какие темы было отведено достаточное количество часов изначально. Используйте возможности резервных часов.
Способ 3. Вывести на самостоятельное изучение темы с последующим контролем. Этот метод можно применять с 8-го класса, когда у учеников сформирован навык самостоятельного изучения нового материала.
Способ 4. Организуйте занятия на каникулах или в выходные дни. Пункт 10.5 СанПиН 2.4.2.2821–10 разрешает реализовывать часы внеурочной деятельности в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Способ 5. Перераспределите часы внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования (письмо Роспотребнадзора от 19.01.2016 № 01/476-16-24). Этот способ подойдет для тех рабочих программ, которые рассчитаны не на один год изучения.
Выберите один из способов и измените только тематическое планирование в рабочих программах. Педагоги, которые обнаружили отставание в прохождении материала, заполните лист корректировки рабочей программы. Посмотрите образец ►. В нем укажите количество часов по плану и количество часов по факту, отметьте причину невыполнения плана и планируемый способ корректировки. Заполните и сдайте листы мне до ____ апреля.

Информировать учеников и их родителей

Коллеги, вовремя информируйте родителей о расписании занятий, когда и как ребенок должен выполнить задание, куда прислать его или где разместить. Отправляйте информацию классным руководителям. Пусть они свяжутся с родителями любым удобным способом – по телефону, в мессенджерах, по электронной почте. Родители должны быть в курсе всех деталей дистанционного обучения.