Наталья Лунева: На мой взгляд, домашнее задание не всегда может быть задано. Если учитель дает задание, оно должно быть минимальным и решать конкретную задачу, которую ставит педагог. А на следующем уроке работу обязательно нужно проверить в любой форме. Методическая помощь учителю необходима. Учителя в большинстве не умеют сбалансированно подходить к домашнему заданию. Еще хуже, когда они задают то, что не успели сделать в классе. Это вообще абсурд. Учитель обязан реализовать план урока, а если произошли какие-либо изменения, то скорректировать их к следующему уроку. Регламентировать объем домашнего задания сложно. Как рассчитать, какие показатели включить… Каждый ребенок развивается со своей скоростью. СанПиН нам определяет время подготовки к урокам, но мы, педагоги, понимаем, есть собранные, мотивированные на успех в учебе дети, а есть дети совершенно другие. Самое главное в домашнем задании – иметь алгоритм выполнения или пример, который разобрали на уроке. Такой вариант позволит научить детей поэтапной деятельности. Из собственного опыта: в начале учебного года я договариваюсь с учениками о том, что если плодотворно будем работать на уроках в течение недели, то домашнего задания на выходные не будет. Чаще всего договор работает. Дети понимают ответственность и чувствуют заботу о себе.
Инна Гаммершмидт: Некоторые педагоги дают домашнее задание лишь потому, что его нужно задать. Случается, что тщательно не продумывают содержание, например, задают несколько однотипных заданий. Сейчас есть готовые домашние задания, их легко купить или найти в интернете. Очень много учеников их используют, выдавая за свои. Есть ли смысл задавать работу, которую можно списать? Вряд ли. Эффективны персональные задания, но они увеличивают нагрузку по проверке для учителя. Огромное значение имеет то, как организована проверка домашнего задания. Если проверяется лишь его наличие или воспроизведение, например, решение задачи по записям в тетради, то это не будет отражать реальной ситуации. В этом случае сложно оценить, самостоятельно ли ребенок выполнил работу. Если же учитель не проверяет домашнее задание, не анализирует его, то теряется весь смысл выполнения. Важно, чтобы домашнее задание было связано с содержанием работы на уроке. Выполняя домашнюю работу, ученики не только закрепляют полученные знания, но и совершенствуют личностные качества: трудолюбие, организованность, ответственность, самостоятельность, аккуратность.
Елена Кондратенко: Давать задание на дом нужно, но оно не должно быть для ученика наказанием. Учителю следует регулировать объем работы исходя из объема выполненных в ходе урока заданий. Педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, при этом стараться свести домашнее задание к минимуму, иногда вообще не задавать. Обязательно нужно объяснять ученикам, зачем они получают задание, что даст успешное выполнение. Домашнее задание должно быть дифференцировано и индивидуализировано, иметь практико-ориентированный характер. У учеников должен быть выбор: уровень сложности, объем, характер – творческое или репродуктивное, форма представления. Вопрос домашних заданий лучше периодически включать в план методработы школы. Это мотивирует педагогов изучать новые приемы и подходы, отбирать эффективные, учитывать свой опыт и находки коллег. Считаю, что вопросы домашнего задания должны входить в план ВШК, быть на постоянном контроле у замдиректора. Администрация должна контролировать объем домашних работ в журналах, проверять рабочие тетради, проводить тематические проверки. Это нужно, чтобы отдельные педагоги не нарушали требования локального акта. Такие учителя пытаются привести школьников к достижению предметных результатов, увеличивают объем домашней работы, но игнорируют нормы здоровьесбережения. Это недопустимо.
Елена Бондаренко: Я считаю, что домашнее задание было, есть и останется средством формирования самостоятельности учеников в учебно-познавательной деятельности и самообразовании. Требования к его объему, задачи, типологию и другие характеристики каждая школа должна регулировать сама с помощью локальных актов. При этом ученики и родители должны четко знать основные гигиенические требования, которые касаются выполнения домашних заданий: организация рабочего места, ритм и продолжительность занятия, сосредоточенность при выполнении. На уровне среднего общего образования многие ученики отмечают, что домашние задания необходимы по углубленным предметам или тем, которые они выбирают в рамках индивидуального учебного плана. Можно было бы с этим согласиться. Единственное, что нужно регулярно контролировать, – объем домашней работы, а это задача администрации общеобразовательной организации. Если каждый учитель-предметник будет выполнять требования школьного положения, можно будет назвать самостоятельное выполнение домашнего задания «хорошей привычкой».