День открытых дверей проводят один раз в году. Удобнее подготовить такое мероприятие в апреле, когда школа еще не занялась вплотную организацией и проведением ГИА. Пригласите на день открытых дверей родителей, чьи дети в следующем учебном году пойдут в первый класс. Также можно организовать мероприятие, чтобы продемонстрировать образовательные результаты школьников и итоги работы допобразования. Такая форма работы позволяет родителям увидеть реальные успехи своих детей, укрепить веру в их возможности.

В день открытых дверей предоставьте возможность родителям посетить уроки. Подготовьте выставку, которая отражает результаты работы кружков, труд школьников в мастерских. Организуйте для родителей творческий отчет и спортивное мероприятие с участниками кружков и секций.

Если запланированные для дня открытых дверей мероприятия не укладываются в рамки одного дня, организуйте родительскую неделю. Распределите, какое мероприятие вы проведете в каждый отдельный день. Кроме обозначенных выше, это могут быть часы общения, конкурсы и спортивные состязания, а также родительские собрания в форме всеобуча, конференций и диспутов. В  статье скачайте образец приказа о проведении дня открытых дверей в школе.

В работе с родителями используйте возможности облачных хранилищ. Подготовьте презентацию школы и сохраните ее, например, на «Яндекс.Диске». Презентация школы – это общая папка, в которой содержатся тематические папки с информацией. Такая форма подойдет для работы с родителями будущих первоклассников и вновь прибывающих учеников. Ссылку на папку можно выдать родителям на первом собрании. Также оформите презентацию для родителей учеников, которые будут посещать школьный лагерь. В этом случае классные руководители могут предложить родителям ссылку, чтобы ознакомить с работой лагеря.

По ссылке разместите тематические папки с информацией. Например, в одной папке – основная информация: адрес сайта и номера телефонов, презентация или видеоэкскурсия по школе. В другой папке разместите документы и справочную информацию. Для презентации школы актуальными будут электронные версии ФГОС и ФОП уровней образования, скан-лицензии на осуществление образовательной деятельности, ООП. В отдельной папке соберите рекомендации для родителей, полезные памятки и статьи. Также педагоги могут подготовить ответы на частые вопросы родителей по опыту своей работы прошлых лет.

Чтобы провести родительскую конференцию, необходимо тщательно подготовиться и вовлечь родителей в активное участие. Подготовка конференции требует времени, поэтому проводят такие мероприятия раз в год. К ним готовят выставки работ учеников, книг для родителей, концерты с участием школьников. Продумывают план, выявляют семьи, чей опыт полезно было бы распространить. В конце учебного года проведите конференцию по вопросам воспитания, по случаю праздничных или знаменательных событий, например, ко Дню здоровья.

Конференцию обычно открывает вступительным словом директор школы, заместитель директора или агитбригада родительского комитета. Далее с краткими, заранее подготовленными сообщениями по своей теме выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляют слово всем желающим. В конце мероприятия ведущий подводит итоги. Конференция пройдет успешно, если родители глубоко проанализируют литературу, осмыслят и обобщат свой опыт, смогут на основе критических знаний оценить воспитательный процесс и увидеть возможности совершенствования форм и методов сотрудничества с детьми.

Практикум нацелен на то, чтобы передать родителям опыт решать педагогические ситуации, дать возможность посмотреть на них профессиональным взглядом педагога. В ходе мероприятия родители тренируют свое педагогическое мышление. Педагог предлагает найти решение какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы. Родители объясняют свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации. Полезно проводить такие мероприятия в конце учебного года, перед продолжительными летними каникулами, для семей, у которых есть проблемы с воспитанием, чьи дети имеют отклонения в поведении, для семей группы социального риска.

Ролевая игра дает родителям возможность побыть в другой роли и посмотреть на себя со стороны. Позволяет оценить, насколько сформированы педагогические умения участников. Тему для ролевой игры можно связать с детско-родительскими отношениями, школьной жизнью детей, их режимом дня и привычками. Например, в четвертой четверти организуйте ко Дню здоровья ролевые игры для родителей о здоровом питании и режиме дня школьников.

По методике ролевой игры вначале определяют тему и состав участников, распределяют роли между ними. Предварительно обсуждают возможные позиции и варианты поведения участников игры. Необходимо проиграть несколько вариантов поведения, положительных и отрицательных, а затем вместе обсудить их и выбрать оптимальный способ действий.

Родительские лектории повышают педагогическую культуру родителей, их психолого-педагогическую компетентность в семейном воспитании. Лектории проводят, когда необходимо выработать единые подходы семьи и школы к воспитанию детей. Мероприятие подходит для очной или онлайн-встречи с родителями. Проведите лекцию онлайн, чтобы больше родителей могло поучаствовать в ней.

В конце учебного года проводить лектории целесообразно, чтобы рассказать родителям о системе коррекционно-воспитательной работы в школе или дать практические советы по воспитанию ребенка в семье. В апреле организуйте такие мероприятия для родителей, которые испытывают трудности в воспитании детей, семей группы риска и оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. Еще вариант – провести лекторий для родителей выпускников 9-х и 11-х классов. Например, о возрастных особенностях и их влиянии на психоэмоциональное состояние ученика перед экзаменами.

Лектории дают возможность родителям глубже изучить индивидуальные психофизические особенности детей, выявить причины отклонения от норм поведения. Они учатся правильно решать педагогические задачи, а также использовать рекомендованные формы и методы для их решения. А чтобы мероприятие было более результативным, учитывайте мнение и потребности родителей. Инициируйте их участие в определении тематики лекториев. По итогам лектория оформите памятки в форме ответов на популярные вопросы родителей. Также, если потребуется, организуйте консультации специалистов.

Чтобы организовать вечер вопросов и ответов, вначале опросите родителей и выясните, какие проблемы возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. Для ответа на вопросы пригласите специалистов: психологов, юристов, врачей. Учитывайте возрастные особенности детей, когда будете приглашать родителей на встречи. Например, организуйте вечер вопросов и ответов для родителей первоклассников, пап мальчиков-подростков или мам старшеклассниц.

Чтобы обсудить разные точки зрения родителей на проблемы в воспитании детей, проведите родительский ринг. Родительский ринг – это форма дискуссии, которая предполагает ответы на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы для мероприятия можно определить с помощью анкетирования родителей. Или предложить перечень, в котором родители отметят интересные для себя вопросы. На один вопрос отвечают две, три или четыре семьи. У них могут быть разные мнения. Остальная часть аудитории может поддержать выступающих аплодисментами, но в обсуждение не вступает. Экспертами в родительских рингах, в зависимости от тематики, назначают заместителя директора, педагога-психолога или учеников. Они определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной трактовке. В конце учебного года в такой форме удобно обсудить подготовку выпускников к ГИА, успеваемость или методы семейного воспитания.