Нарисуй семейное древо профессий. Для этого пообщайся с родителями, узнай о своих родственниках более старших поколений. Кроме имени, узнай, кем они были по профессии. Указывай не только профессию, но и кем работали в действительности. Оформи информацию в виде дерева, где корни – это прабабушки и прадедушки, а выше – следующие поколения. На самом верху – ты и твои братья, сестры. Не забудь указывать профессии. Если профессий/рабочих мест более трех, то укажи последние.
Проанализируй, к какому типу можно отнести профессии твоей семьи. Для этого используй шпаргалку. Каких типов профессий оказалось больше? Каких меньше? Есть ли те, которые не присутствуют совсем? Есть ли у тебя способности в тех типах профессий, которых оказалось больше в твоей семье? Думал ли ты выбрать профессию данного типа?
Помни, что профессию определяет не только тип, но и другие характеристики: средства труда, условия труда, ограничения и возможности данных профессий.
Представь свое будущее через 20 лет. Да, это может быть сложно, но это важно. Чтобы определиться, какая тебе необходима профессия, важно понимать, каким ты видишь через 20 лет себя, кто находится в твоем окружении, где ты живешь, какое имущество ты бы хотел иметь, какая у тебя семья, как проходит твой рабочий день, в каких условиях ты работаешь, с кем или с чем работаешь, как планируешь отдыхать.
За 20 лет, конечно, все может измениться, но ты же профессию выбираешь сейчас. А в течение этого времени ты сможешь корректировать свои желания, ведь все в жизни изменяется, это нормально.
Изобрази получившуюся информацию в виде ментальной карты. Постарайся максимально подробно расписать вышеописанные характеристики будущей жизни. Но не увлекайся фантазиями, мысли объективно и реально.
Предлагаем тебе проанализировать плюсы и минусы учебы до 11-го класса и ухода из школы после 9-го класса.
«Квадрат Декарта» – это методика анализа ситуации по 4 параметрам. Посмотри на квадрат ниже и попробуй вписать в каждую ячейку как можно больше аргументов-ответов на вопрос (не менее 5 в каждую ячейку, можно больше).
1 Что будет, если останусь учиться в школе до 11-го класса? Это даст мне возможность поступить в вуз | 2 Что будет, если я уйду из школы после 9-го класса? Смогу раньше получить рабочую профессию |
3 Что НЕ будет, если я останусь учиться в школе до 11-го класса? Будет меньше свободного времени из-за подготовки к ЕГЭ | 4 Что НЕ будет, если я уйду из школы после 9-го класса? У меня не будет выпускного из школы |
Отметь галочками те аргументы, которые являются для тебя самыми значимыми, посчитай, в каких ячейках больше галочек. Если больше в 1-й и 4-й ячейках – для тебя более важно остаться учиться до 11-го класса. А если больше галочек во 2-й и 3-й ячейках, то видишь больший смысл уйти из школы после 9-го класса.
Попробуй определить для себя от 1 до 5 профессий. Ориентируйся на свои результаты прошлых дней.
Изучи профессиограммы специальностей. Проанализируй востребованность профессии, используя сайты по поиску работы, сайты образовательных организаций, где обучают по данной специальности: чем больше бюджетных мест – тем больше спрос на профессию на рынке труда.
Опиши плюсы и минусы каждой профессии, какие возможности они предоставляют, а также укажи, к какой ты склоняешься больше. Если ты изначально выбрал только одну профессию – напиши, укрепился ли твой выбор или есть то, что заставило тебя усомниться.
Если окажется, что ты будешь не удовлетворен выбранной профессией, требуется наметить пути дальнейших действий. Всегда из любой сложной ситуации есть как минимум 3 решения. Попробуй также придумать как минимум 3 варианта, что ты сможешь сделать, если окажется, что ты выбрал не ту профессию.