Общая информация

Контрольные точки

Ознакомить с локальным актом об организации дистанционного обучения

Коллеги, мы разработали и утвердили Положение об организации дистанционного обучения>>. Оно размещено на официальном сайте школы в разделе документы. Прочитайте текст положения, в нем подробно описан порядок оказания учебно-методической помощи ученикам и правила текущего и итогового контроля.

Собрать заявления от родителей на дистанционное обучение

Классные руководители, проверьте наличие заявлений на обучение с использованием дистанционных технологий от родителей. Минпросвещения рекомендует взять такое заявление с законного представителя ученика. Используйте готовый образец заявления.
Если родитель отказался заполнять форму, не надо требовать от него заявление. Дистанционное обучение – не форма обучения, а средство и способ организации учебного процесса (ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Нам не нужно согласие родителей на такой формат работы, это лишь рекомендация министерства. Если родитель не хочет, чтобы его ребенок обучался дистанционно со всеми, то его нужно перевести на обучение по индивидуальному учебному плану. Эти вопросы мы будем решать отдельно.

Организовать дежурные классы в начальной школе

Классные руководители, сообщите родителям учеников начальной школы о работе дежурного класса. В таком классе могут одновременно находиться не более 12 человек. Возьмите заявление у тех, кто будет приводить в дежурный класс ребенка. Другие документы, которые подтверждают необходимость посещать школу, не требуйте. Посмотрите шаблон заявления>>.

Сократить время урока

Минпросвещения рекомендует установить время дистанционного урока не более 30 минут (Методические рекомендации от 20.03.2020 № б/н). Педагоги, внесите в расписание своих уроков эти изменения. Посмотрите графики текущего контроля, эту информацию также отразите в расписании.
Учителя, определите количество электронных уроков для класса так, чтобы не нарушить санитарные требования. Общее время работы с компьютером за занятие не должно превышать: в 1–2-м классе – 20 минут, 4-м – 25 минут, 5–6-м – 30 минут, 7–11-м – 35 минут (п. 10.18 СанПиН 2.4.2.2821-10). В остальное время занятий предусмотрите другие формы работы: письменные, устные, творческие задания. Используйте оставшееся время от академического часа для консультаций с учениками. Их вы можете проводить индивидуально или в малых группах. Например, в одну группу объедините учеников со схожими проблемами.

Установить новое расписание занятий и определить формы обучения

СанПиН регулирует количество занятий с компьютером в течение учебного дня: для 1–4-х классов – 1 урок, 5–8-х – 2 урока, 9–11-х – 3 урока (п. 4.2 приложения 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Сейчас, конечно, эти требования мы выполнять в полном объеме не сможем. Но постарайтесь чередовать электронное обучение, когда школьник находится перед компьютером, с дистанционным, когда задания ученики берут из учебника и выполняют в тетради. Так вы не перегрузите ребят.
Прошу вас спланировать занятия по своему предмету и указать форму обучения для каждого урока.
Классные руководители, проверьте, чтобы в расписании вашего класса были указаны формы обучения. Когда обновленное расписание уроков мы разместим на официальном сайте школы, расскажите о нем родителям и ученикам.

Внести изменения в рабочие программы

Педагоги, внесите изменения в рабочие программы по предметам. В них надо отразить, что образовательный процесс ведется с помощью дистанционных технологий. Укажите новые форматы и технические средства обучения (методические рекомендации Минпросвещения от 20.03.2020 № б/н).
Если у вас есть отставание в прохождении материала по предмету, проходите темы за счет манипуляций с содержанием уроков. Измените только тематическое планирование в рабочих программах. При этом учитывайте, что теория и практика должны быть выполнены в полном объеме.
Как можно скорректировать рабочую программу:
Способ 1. Укрупните дидактические единицы. Способ предполагает совместное изучение взаимосвязанных понятий, действий и др. Так вы полностью реализуете содержание за меньшее количество часов.
Способ 2. Объедините близкие по содержанию темы уроков. Проанализируйте, на какие темы было отведено достаточное количество часов изначально. Используйте возможности резервных часов.
Способ 3. Сократите количество часов на проверочные работы. Сокращать можно только текущие проверочные работы. Все практические, лабораторные, контрольные и диагностические работы обязательно нужно провести по графику.
Способ 4. Выведите на самостоятельное изучение темы с последующим контролем. Этот метод можно применять с 8-го класса, когда у учеников сформирован навык самостоятельного изучения нового материала. Контроль можно провести в форме проверочной работы, зачета, реферата, подготовки презентации и т. д.
Прошу вас заполнить листы корректировки рабочей программы по образцу>>. В них укажите количество часов по плану и количество часов по факту, отметьте причину, почему не выполнили план, назовите способ корректировки. Заполните и сдайте листы мне до ___ апреля.

Проводить дистанционные уроки

Педагоги, для такой формы обучения к каждому уроку готовьте электронные материалы и проверочные задания к ним для самостоятельного изучения учениками. Школьники изучают тему, выполняют задания и сдают контрольные точки в форме, которую вы укажете в задании. Сейчас Минпосвещения рекомендовало также делать в уроках акцент на новом материале. К урокам, которые будут проводиться в такой форме, в электронном журнале сделайте пометку «Д» в графе «Комментарии» или «Тема урока».
В электронном журнале в графе «Домашнее задание» укажите материалы по теме, которые ученики должны изучить, прикрепите дополнительные материалы. В журнале укажите форму отчета школьников о работе и способ, которым они направят вам отчет. К каждой теме выберите и подготовьте электронные контрольные материалы. Постарайтесь не давать много домашнего задания, только необходимый минимум.
Воспользуйтесь перечнем ресурсов, которые порекомендовало Минпросвещения для дистанционного обучения. Ведомство постоянно пополняет список электронных ресурсов и публикует его на своем сайте: edu.gov.ru/distance.

Проводить онлайн-уроки

К урокам, которые будут проводиться в такой форме, в электронном журнале сделайте пометку «Э» в графе «Комментарии» или «Тема урока».
Учителя, для такой формы обучения проверьте наличие у вас ИКТ-средств: компьютер, веб-камеру, микрофон, стабильное интернет-соединение. Выберите ресурсы, с помощью которых будете проводить онлайн-занятия в режиме конференции или дополнительно разъяснять задания через видео- и аудиозаписи: Skype, Zoom, Twitch и др. Создайте уникальную ссылку на электронный ресурс или платформу, где будете проводить ваш онлайн-урок. В электронном журнале прикрепите эту ссылку в графе «Комментарии» к уроку, чтобы ученики смогли подключиться к вашему занятию. Посмотрите, как организовать урок в режиме видеоконференцсвязи с использованием разных платформ в статье>>.
Педагоги, Минпросвещения разрешило использовать также социальные сети, чтобы организовать дистанционое обучение. Например в «ВКонтакте» есть групповые чаты, видео- и прямые трансляции, статьи, сообщества, куда можно загрузить файлы разных форматов – от презентаций и текстов до аудио и видео. Все это поможет сохранить живое общение учителя с учеником и обеспечить непрерывность образовательного процесса (информация Минпросвещения от 18.03.2020).

Готовить резервный план урока

Готовьте для каждого урока резервный план занятия, который будет включать самостоятельную работу ученика с заданиями и материалами из учебника. Если возникли проблемы с платформой для онлайн-обучения или с доступом в интернет, а вы планировали провести электронный урок, воспользуйтесь одним из вариантов действий.
1 вариант. Переведите форму урока в классическую и сообщите ученикам темы для самостоятельного изучения. Это можно сделать в электронном дневнике или в группе класса в мессенджере.
2 вариант. Измените тему урока, дайте задания из учебника на повторение предыдущей темы. Этот вариант позволит оценить работы учеников. Не забудьте внести информацию об изменениях в отчетную форму для педагогов в «Google Таблицах». Посмотрите образец отчетной формы в «Google Таблицах».

Составлять рабочий лист урока на дистанционном обучении

Педагоги, составляйте и прикрепляйте в электронном журнале в графе «Домашнее задание» рабочие листы урока к каждому занятию. Посмотрите образец>>. Так ученики будут четко знать, что делать, какие ресурсы и задания использовать, как установить обратную связь.
Минпросвещения рекомендует не перегружать школьников, создавать простейшие, нужные для детей, ресурсы и задания. Обязательно выражайте свое отношение к работам учеников в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций (методические рекомендации Минпросвещения от 20.03.2020 № б/н).

Разработать задания для учеников, которые не имеют технических средств

Классные руководители, составьте список учеников вашего класса, у которых дома нет компьютера, других гаджетов и интернета. Направьте этот список всем учителям вашего класса.
Педагоги, разработайте для таких детей задания на длительный срок, а потом их разом проверьте и продумайте комментарии. Дополнительные разъяснения ученику вы можете давать по телефону.

Обучать детей с ОВЗ

Коллеги, дистанционно обучать детей с ОВЗ можно только после предварительной работы психолога. Желательно, чтобы психолог присутствовал на онлайн-занятии. Расписание онлайн-уроков для детей с ОВЗ составляйте с учетом особенностей детей. Урок для детей с ОВЗ не должен превышать 10–15 минут, а количество уроков в день – не более четырех.
Минпросвещения совместно с Институтом коррекционной педагогики разработали методические рекомендации для педагогов и родителей по дистанционному обучению детей с ОВЗ. Документ содержит порядок составления расписания, инструкции для педагогов-дефектологов и психологов, советы для родителей. Посмотрите методические рекомендации на сайте Минпросвещения в разделе «Дистанционное обучение»: edu.gov.ru/distance. Классные руководители, направьте рекомендации ответственным специалистам и родителям учеников с ОВЗ.

Проводить ежедневный мониторинг присутствующих учеников

Учителя, заполняйте отчетную форму в «Google Таблицах» ежедневно после проведения каждого онлайн-урока. В форме укажите список отсутствующих детей на трансляции.
Классные руководители, внесите причины отсутствия учеников в отчетную форму в «Google Таблицах». Ежедневно контролируйте, сколько учеников посетили электронные занятия, сколько заболели и не учатся. Дополнительно учитывайте детей, которые пришли на уроки в дежурные группы. Ведите учет в электронном классом журнале тоже.
Посмотрите образец отчетной формы в «Google Таблицах».

Контролировать накопляемость отметок

Педагоги, контролируйте по электронному журналу накопляемость отметок. Даже во время дистанционного обучения вы должны действовать в соответствии с внутренним положением об оценивании. Заполняйте журнал в обычном режиме. Выставляйте отметки за работы в графы с теми датами, когда ученик их выполнял.

Осуществлять текущий и итоговый контроль

Учителя, чтобы провести текущий и итоговый контроль на дистанционном обучении, составьте график. В графике запишите даты проведения текущего и итогового контролей, а также форму, в которой дети будут выполнять задание. Действуйте по уже утвержденному графику проверочных работ. Измените форму задания на дистанционную.
Составьте информационное письмо для учеников класса и их родителей. Направьте письмо классным руководителям, а они организуют информационную рассылку детям и родителям. Посмотрите образец информационного письма о графике текущего и итогового контроля>>.

Готовить к ГИА

Учителя, Рособрнадзор поясняет, что в нынешней ситуации выпускники должны готовиться к ГИА самостоятельно, но под вашим контролем. Поэтому в дистанционном режиме подготовка не отменяется. Используйте методические рекомендации ФИПИ. Их подготовили на основе анализа типичных ошибок выпускников 2019 года. Вы сможете акцентировать внимание учеников на преодолении типичных недостатков в подготовке к экзамену и ошибок при выполнении заданий. Готовый план подготовки посмотрите в конце статьи.

Организовать завершение учебного года

Здесь расскажите о том, как ваша школа планирует завершать учебный год. О сценариях, которые предложило Минпосвещения, читайте в статье>>.

Информировать учеников и их родителей

Коллеги, вовремя информируйте родителей о расписании занятий, когда и как ребенок должен выполнить задание, куда прислать его или где разместить. Связываться с родителями можно любым удобным способом – по телефону, в мессенджерах, по электронной почте. Родитель должен быть в курсе всех деталей дистанционного обучения.
Классные руководители, доведите до сведения учеников и родителей:
- положение о дистанционном обучении;
- заявление о выборе дистанционного обучения;
- обязательное участие родителей в процессе обучения (ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
- режим дня, расписание занятий, график консультаций;
- текущий контроль и систему оценивания;
- промежуточную и итоговую аттестацию;
- рекомендации по снятию психологического напряжения и памятки от Минпросвещения (письмо Минпросвещения от 27.03.2020 № 07-2446).