Тема Содержание Диагностический инструментарий
Модуль 1. «Я не выбрал профессию»
1. «Образы современного мужчины и современной женщины» Гендерная социализация личности. Сущность конструирования гендера. Маскулинное и феминное пространство. Формы социального контроля над женщиной: физический, пространственный, идеологический. Средства репрезентации гендерных образов. Роль средств массовой информации в формировании гендерных образов Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности – фемининности. Методика «Исследование коммуникативных установок личности» (А.Н. Ивашов, Е.В. Заика)
2. «Психофизические особенности мужчин и женщин» Особенности гендерного развития (хромосомные, гормональные, репродуктивные, антропометрические). Физическое и психическое здоровье мужчин и женщин. Психологические и ментальные сходства и различия у мужчин и женщин (агрессия, эмоциональность, умственные способности, одаренность). Понятие гендерной социализации. Факторы, влияющие на гендерную социализацию: культурные нормы и ценности общества, социальный контроль, субкультуры, расовая, национальная и классовая принадлежность. Основные агенты гендерной социализации: семья, школа, сверстники, массмедиа (журналы, реклама, TV). Гендер и жизненные циклы человека: раннее детство, юность, взрослость, старость Методика «Шкала реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин). Опросник для определения структуры темперамента (В.М. Русалов, Г. Айзенк)
3. «Личностные особенности мужчин и женщин» Мотивационно-творческая активность и направленность личности. Интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические способности, креативность. Самоуправление личности. Коммуникативные, нравственные качества, эстетические свойства. Индивидуальные особенности: темп деятельности, работоспособность, характеристики стиля учебно-творческой деятельности Методика «Творческий потенциал» (Е.С. Жариков, А.Б. Золотов). Тест изучения характерологических особенностей (Г. Шмишек, А. Личко, К. Леонгард)
4. «Роль воспитания в конструировании гендерной системы» Различие гендерных систем в различных обществах. Воспитание мальчиков и девочек в семье – многообразие культурных различий. Механизмы идентификации и типизации. Влияние взрослых, обладающих силой и властью. Роль моделей поведения в ближайшем окружении ребенка. Влияние культурных стереотипов и социальных норм на социальный статус мужчин и женщин. Социальные роли женщины и мужчины. Технологии формирования гендерных ролей Методика «Изучение гендерных установок» (В.Е. Каган). «Индекс жизненной удовлетворенности» (Н.В. Панина)
5. «Гендерный подход в культуре, коммуникации» Мужественность и женственность как культурные концепты. Мужское и женское речевое поведение. Языковые гендерные стереотипы Опросник Л.А. Йовайши. Анкета изучения жизненных потребностей
6. «Проектирование профессионального жизненного пути, “выбор профессии”» Профессиональный выбор. Индивидуальная ситуация выбора профессии. Личный профессиональный план Тест интересов и склонностей (С.И. Вершинин)
7. «Сущность профессионального самоопределения» Сущность и результат профессионального самоопределения. Типы профессионального самоопределения: жизненное и личностное, профессиональное. Пять уровней самореализации человека Методики «Коммуникативные и организационные способности» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин), «Направленность личности» (Б. Баса)
8. «Проектируем личный профессиональный план» (обобщающее занятие) Межкультурные и индивидуальные различия в выборе профессии (пол/гендер, возраст, класс, этничность). Динамика восприятия различий в зависимости от рамок восприятия и ценностей. Проектирование личного профессионального плана с учетом индивидуальных особенностей Опросник Дж. Холланда. Определение типа личностной направленности, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО)
Модуль 2. «Я пока не выбрал профессию, но у меня есть варианты»
9. «Разнообразие мира профессий» Формула профессии. Восьмиугольник выбора профессии. Специальность, квалификация, должность, труд, признаки профессии Активизирующий опросник «Перекресток» (Н.С. Пряжников)
10. «Классификации профессий» Классификация Дж. Голланда (реалистический тип; интеллектуальный тип; социальный, конвенционный; предпринимательский; артистический), С.П. Струмилина (автоматический рефлекторный труд, полуавтоматический, шаблонно-исполнительский труд – по указке, самостоятельный труд в пределах задания, свободный творческий труд), Л.А. Йовайши (ценности общения; интеллектуальная активность; практико-техническая активность; художественная активность; соматическая активность, материальная (экономическая) активность), Е.А. Климова («Человек – природа» (П), «Человек – техника и неживая природа» (Т), «Человек – человек» (Ч), «Человек – знаковая система» (З), «Человек – художественный образ» (Х)) Схема анализа профессий (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников). Опросник Дж. Голланда
11. «Гендер и выбор профессии» Выбор профессии для юношей и девушек. Гендерная дискриминация в системе профобразования и профориентации. Гендерная дискриминация в системе профессионального образования: от школы до института. Разделение труда по признаку пола. Гендерные различия в карьерных ожиданиях. Понятие личностной самоэффективности и ее влияние на выбор жизненного пути, планирование достижений, самоощущение и самочувствие Анкета «Изучение гендерных стереотипов в профессии», карта интересов (А.Е. Голомшток)
12. «Проектирование профессионального жизненного пути, “выбор профессии”» Профессиональный выбор и его отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе). Индивидуальная ситуация выбора профессии и влияние социальной среды на профессиональное самоопределение (Е.А. Климов). Проектирование жизненного трудового пути, личный профессиональный план (ЛПП) Анкета на выявление и оценку профессиональной направленности старшеклассников
13. «Психологические ”пространства“ профессионального самоопределения» Жизненные сценарии и жизненные стратегии женщины и мужчины. Создание сценария Методика «Мужской или женский характер?», Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова
14. «Гендер и здоровье» Нормативный подход и двойной стандарт в сфере психического здоровья. Гендерные предубеждения у специалистов и их осознание. Медико-биологические данные о сходстве и различии мужского и женского организма. Сходство и различие в высшей психической деятельности, интеллекте, физической силе и выносливости Опросник профессиональных предпочтений, тест САМОАЛ (Э. Шостром)
15. «Взаимосоответствие человека и его работы» Двенадцать традиционных путей устранения несоответствия между человеком и работой, отбор и поиск возможных вариантов будущих профессий. Стиль и типы деятельности. Индивидуальный стиль деятельности Активизирующий опросник «Престижная профессия», «Будь готов!» (Н.С. Пряжников)
16. «Что я знаю о профессиях. Гендерный анализ структуры занятости» (обобщающее занятие) Гендерная сегрегация на рынке труда, ее измерение. Гендерный анализ структуры занятости населения в России, СНГ. Анализ асимметричного размещения женщин в профессионально-должностной структуре общества Методика изучения эффективности лидеров разного пола, анкета «Моя будущая профессия»
Модуль 3. «В своем выборе я прислушиваюсь к мнению своих близких»
17. «Способности общие и специальные. Пять уровней самореализации человека» Способности к интеллектуальным, социальным, канцелярским видам деятельности. Способность к предпринимательской деятельности. Эстетические способности Опросник Дж. Холланда, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова
18. «Гендерный аспект разделения труда» Гендерные диспропорции в сфере труда. Профессиональная сегрегация: постановка проблемы, сегрегация рабочих мест. Современная ситуация на рынке труда: дискриминация по признаку пола и дифференциация профессий. Гендер и профессиональные достижения мужчин и женщин. Примеры попыток преодоления профессиональной сегрегации, меры со стороны государства Методика «Творческий потенциал» (Е.С. Жариков, А.Б. Золотов), «Локус контроля» (Дж. Роттер)
19. «Влияние полоролевых стереотипов на выбор профессии» Сущность и содержание гендерных стереотипов. Гендерные роли и стереотипы, теории усвоения половых ролей. Влияние гендерных стереотипов на профессиональное самоопределение. Стереотипы феминности и маскулинности для закрепления семейных и профессиональных ролей. Основные характеристики и функции гендерных стереотипов. Подготовка девочек к исполнительскому, обслуживающему труду. Закрепление семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Современные стереотипы маскулинности и феминности у молодежи Опросник Л.А. Йовайши, анкета изучения жизненных потребностей
20. «Влияние на выбор профессии семьи, социального окружения, СМИ» Гендерная дискриминация и гендерные манипуляции. Гендерные проблемы профессионального развития личности: влияние гендерных стереотипов на самооценку, на профессиональный выбор и карьеру Методика «Мотивы выбора профессии»
21. «Экономика: гендерный аспект» Основные подходы к анализу положения мужчин и женщин в экономике. Экономическое неравенство и его корни. Семья. Домохозяйство. Анализ брачных отношений. Репродуктивное поведение. Дискриминация в занятости по признаку пола (основные подходы). Сегрегация «Коммуникативные и организационные способности» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин)
22. «Гендер, молодежь и политика» Представительство женщин и мужчин в институтах власти. Женское и мужское политическое поведение – сходство и различия. Гендерные аспекты воспитания гражданского сознания. Причины неравномерного представительства мужчин и женщин в институтах власти. Права женщин. Влияние культурных различий на политическую активность женщин. Сходства и различия мужского и женского политического поведения Методика «Изучение статусов профессиональной идентичности» (А.А. Азбель)
23. «Обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» Право на равное участие мужчин и женщин в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной, судебной власти и в органах местного самоуправления; социально-трудовые права; предотвращение насилия и личная безопасность; охрана репродуктивного здоровья материнства и отцовства; государственный механизм обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин Методика изучения эффективности лидеров разного пола, «Профессиональная готовность»
24. «Анализ социальной политики в России: гендерный аспект» (обобщающее занятие) Основные направления социальной политики. Экономическая эффективность получения образования мужчинами и женщинами. Феминизация бедности. Особенности мужской и женской занятости. Этапы конструирования равенства мужской и женской занятости. Безработица. Дискриминация в оплате труда, приеме на работу и увольнении. Необходимость уменьшения гендерной асимметрии Методика «Формула профессий» (Н.С. Пряжников)
Модуль 4. «Я выбрал будущую профессию»
25. «Современный рынок труда: гендерный анализ» Объем «гендерно-нейтральных» вакансий на рынке труда. Анализ соответствия образования и квалификации женщин- безработных качеству рабочих мест, предлагаемых на рынке труда. Способы поиска работы, предпочитаемые мужчинами и женщинами. Гендерный анализ безработицы в России. Спрос на «женские» рабочие места и их предложение работодателями на рынке труда. Уровень и продолжительность мужской и женской безработицы в различных регионах России Активизирующий опросник «Перекресток» (Н.С. Пряжников)
26. «Пути получения профессии» Ступени высшего профессионального образования. Выбор учебного заведения для дальнейшего обучения: слагаемые успеха. Основные специальности и направления высшего и среднеспециального образования. Одаренные дети и возможности их самореализации. Гендерные стереотипы в поведении преподавателей и общем климате учебного заведения. Гендерные стереотипы в учебных программах Активизирующий опросник «Престижная профессия» (Н.С. Пряжников)
27. «Стратегия выбора профессии» Матрица профессионального выбора. Ошибки в выборе профессии. Активизирующий опросник «Будь готов!» (Н.С. Пряжников)
28. «Профессиональное развитие мужчин и женщин, построение карьеры» Гендерная занятость профессиональным трудом. Склонность к профессиям. Требования к профессии мужчин и женщин. Гендерные особенности профессиональной адаптации. Виды профессиональной карьеры. Построение карьеры: варианты и исследования. Профессиональная мотивация. Управленческая концепция женщин-руководителей. Особенности стиля руководства, принятия решения, делегирования полномочий. Пути профессионального продвижения мужчин. Пути профессионального продвижения женщин. Карьера: мужчина и женщина – обзор результатов зарубежных и отечественных исследований Методика «Мужской или женский характер?», анкета «Изучение гендерных стереотипов в профессии»
29. «Заработная плата: гендерное измерение» Различия в оплате труда между полами. Принципы деления профессий и отраслей экономики на «мужские» и «женские» и уровень оплаты труда. Пути преодоления. Формальная и неформальная сфера занятости. Проблемы оценки неоплаченного женского труда в неформальной экономике Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности – фемининности
30. «Конструирование рабочего места» Гендерное измерение рабочего места. Проявления гендера на формальном (распределение должностей и обязанностей) и неформальном (взаимодействие работников на рабочем месте в зависимости от пола). Гендерный аспект в действиях работодателей по созданию формальной организации предприятия (сознательные действия и бессознательные) – устанавливается одежда, стиль поведения, функции, обязанности, должности, режим работы нанимаемых Методика изучения лидерского и гендерного стилей поведения менеджера А. Кэнн, Д. Зигфрид
31. «Женщина и мужчина в предпринимательстве» Предпринимательство как самозанятость. Обзор и анализ зарубежной и отечественной статистики. Практики ведения бизнеса женщинами и мужчинами. «Женские» и «мужские» сферы бизнеса. Женщина в «мужском» бизнесе. Предпринимательницы России: специфика российской ситуации. Общественное мнение о женщине-предпринимателе. Мнение предпринимателей женщин и мужчин о себе. Деловые и личностные качества предпринимателей Методика «Изучения эффективности лидеров разного пола»
32. «Общество равных возмож- ностей» Тема обсуждения: общество будущего, в котором отсутствуют понятия «мужской» и «женской» работы, механизмы перехода к нему Анкета «Я выбираю профессию»