Модуль 1. «Я не выбрал профессию» |
1. «Образы современного мужчины и современной женщины» |
Гендерная социализация личности. Сущность конструирования гендера. Маскулинное и феминное пространство. Формы социального контроля над женщиной: физический, пространственный, идеологический. Средства репрезентации гендерных образов. Роль средств массовой информации в формировании гендерных образов |
Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности – фемининности. Методика «Исследование коммуникативных установок личности» (А.Н. Ивашов, Е.В. Заика) |
2. «Психофизические особенности мужчин и женщин» |
Особенности гендерного развития (хромосомные, гормональные, репродуктивные, антропометрические). Физическое и психическое здоровье мужчин и женщин. Психологические и ментальные сходства и различия у мужчин и женщин (агрессия, эмоциональность, умственные способности, одаренность). Понятие гендерной социализации. Факторы, влияющие на гендерную социализацию: культурные нормы и ценности общества, социальный контроль, субкультуры, расовая, национальная и классовая принадлежность. Основные агенты гендерной социализации: семья, школа, сверстники, массмедиа (журналы, реклама, TV). Гендер и жизненные циклы человека: раннее детство, юность, взрослость, старость |
Методика «Шкала реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин). Опросник для определения структуры темперамента (В.М. Русалов, Г. Айзенк) |
3. «Личностные особенности мужчин и женщин» |
Мотивационно-творческая активность и направленность личности. Интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические способности, креативность. Самоуправление личности. Коммуникативные, нравственные качества, эстетические свойства. Индивидуальные особенности: темп деятельности, работоспособность, характеристики стиля учебно-творческой деятельности |
Методика «Творческий потенциал» (Е.С. Жариков, А.Б. Золотов). Тест изучения характерологических особенностей (Г. Шмишек, А. Личко, К. Леонгард) |
4. «Роль воспитания в конструировании гендерной системы» |
Различие гендерных систем в различных обществах. Воспитание мальчиков и девочек в семье – многообразие культурных различий. Механизмы идентификации и типизации. Влияние взрослых, обладающих силой и властью. Роль моделей поведения в ближайшем окружении ребенка. Влияние культурных стереотипов и социальных норм на социальный статус мужчин и женщин. Социальные роли женщины и мужчины. Технологии формирования гендерных ролей |
Методика «Изучение гендерных установок» (В.Е. Каган). «Индекс жизненной удовлетворенности» (Н.В. Панина) |
5. «Гендерный подход в культуре, коммуникации» |
Мужественность и женственность как культурные концепты. Мужское и женское речевое поведение. Языковые гендерные стереотипы |
Опросник Л.А. Йовайши. Анкета изучения жизненных потребностей |
6. «Проектирование профессионального жизненного пути, “выбор профессии”» |
Профессиональный выбор. Индивидуальная ситуация выбора профессии. Личный профессиональный план |
Тест интересов и склонностей (С.И. Вершинин) |
7. «Сущность профессионального самоопределения» |
Сущность и результат профессионального самоопределения. Типы профессионального самоопределения: жизненное и личностное, профессиональное. Пять уровней самореализации человека |
Методики «Коммуникативные и организационные способности» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин), «Направленность личности» (Б. Баса) |
8. «Проектируем личный профессиональный план» (обобщающее занятие) |
Межкультурные и индивидуальные различия в выборе профессии (пол/гендер, возраст, класс, этничность). Динамика восприятия различий в зависимости от рамок восприятия и ценностей. Проектирование личного профессионального плана с учетом индивидуальных особенностей |
Опросник Дж. Холланда. Определение типа личностной направленности, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО) |
Модуль 2. «Я пока не выбрал профессию, но у меня есть варианты» |
9. «Разнообразие мира профессий» |
Формула профессии. Восьмиугольник выбора профессии. Специальность, квалификация, должность, труд, признаки профессии |
Активизирующий опросник «Перекресток» (Н.С. Пряжников) |
10. «Классификации профессий» |
Классификация Дж. Голланда (реалистический тип; интеллектуальный тип; социальный, конвенционный; предпринимательский; артистический), С.П. Струмилина (автоматический рефлекторный труд, полуавтоматический, шаблонно-исполнительский труд – по указке, самостоятельный труд в пределах задания, свободный творческий труд), Л.А. Йовайши (ценности общения; интеллектуальная активность; практико-техническая активность; художественная активность; соматическая активность, материальная (экономическая) активность), Е.А. Климова («Человек – природа» (П), «Человек – техника и неживая природа» (Т), «Человек – человек» (Ч), «Человек – знаковая система» (З), «Человек – художественный образ» (Х)) |
Схема анализа профессий (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников). Опросник Дж. Голланда |
11. «Гендер и выбор профессии» |
Выбор профессии для юношей и девушек. Гендерная дискриминация в системе профобразования и профориентации. Гендерная дискриминация в системе профессионального образования: от школы до института. Разделение труда по признаку пола. Гендерные различия в карьерных ожиданиях. Понятие личностной самоэффективности и ее влияние на выбор жизненного пути, планирование достижений, самоощущение и самочувствие |
Анкета «Изучение гендерных стереотипов в профессии», карта интересов (А.Е. Голомшток) |
12. «Проектирование профессионального жизненного пути, “выбор профессии”» |
Профессиональный выбор и его отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе). Индивидуальная ситуация выбора профессии и влияние социальной среды на профессиональное самоопределение (Е.А. Климов). Проектирование жизненного трудового пути, личный профессиональный план (ЛПП) |
Анкета на выявление и оценку профессиональной направленности старшеклассников |
13. «Психологические ”пространства“ профессионального самоопределения» |
Жизненные сценарии и жизненные стратегии женщины и мужчины. Создание сценария |
Методика «Мужской или женский характер?», Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова |
14. «Гендер и здоровье» |
Нормативный подход и двойной стандарт в сфере психического здоровья. Гендерные предубеждения у специалистов и их осознание. Медико-биологические данные о сходстве и различии мужского и женского организма. Сходство и различие в высшей психической деятельности, интеллекте, физической силе и выносливости |
Опросник профессиональных предпочтений, тест САМОАЛ (Э. Шостром) |
15. «Взаимосоответствие человека и его работы» |
Двенадцать традиционных путей устранения несоответствия между человеком и работой, отбор и поиск возможных вариантов будущих профессий. Стиль и типы деятельности. Индивидуальный стиль деятельности |
Активизирующий опросник «Престижная профессия», «Будь готов!» (Н.С. Пряжников) |
16. «Что я знаю о профессиях. Гендерный анализ структуры занятости» (обобщающее занятие) |
Гендерная сегрегация на рынке труда, ее измерение. Гендерный анализ структуры занятости населения в России, СНГ. Анализ асимметричного размещения женщин в профессионально-должностной структуре общества |
Методика изучения эффективности лидеров разного пола, анкета «Моя будущая профессия» |
Модуль 3. «В своем выборе я прислушиваюсь к мнению своих близких» |
17. «Способности общие и специальные. Пять уровней самореализации человека» |
Способности к интеллектуальным, социальным, канцелярским видам деятельности. Способность к предпринимательской деятельности. Эстетические способности |
Опросник Дж. Холланда, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова |
18. «Гендерный аспект разделения труда» |
Гендерные диспропорции в сфере труда. Профессиональная сегрегация: постановка проблемы, сегрегация рабочих мест. Современная ситуация на рынке труда: дискриминация по признаку пола и дифференциация профессий. Гендер и профессиональные достижения мужчин и женщин. Примеры попыток преодоления профессиональной сегрегации, меры со стороны государства |
Методика «Творческий потенциал» (Е.С. Жариков, А.Б. Золотов), «Локус контроля» (Дж. Роттер) |
19. «Влияние полоролевых стереотипов на выбор профессии» |
Сущность и содержание гендерных стереотипов. Гендерные роли и стереотипы, теории усвоения половых ролей. Влияние гендерных стереотипов на профессиональное самоопределение. Стереотипы феминности и маскулинности для закрепления семейных и профессиональных ролей. Основные характеристики и функции гендерных стереотипов. Подготовка девочек к исполнительскому, обслуживающему труду. Закрепление семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Современные стереотипы маскулинности и феминности у молодежи |
Опросник Л.А. Йовайши, анкета изучения жизненных потребностей |
20. «Влияние на выбор профессии семьи, социального окружения, СМИ» |
Гендерная дискриминация и гендерные манипуляции. Гендерные проблемы профессионального развития личности: влияние гендерных стереотипов на самооценку, на профессиональный выбор и карьеру |
Методика «Мотивы выбора профессии» |
21. «Экономика: гендерный аспект» |
Основные подходы к анализу положения мужчин и женщин в экономике. Экономическое неравенство и его корни. Семья. Домохозяйство. Анализ брачных отношений. Репродуктивное поведение. Дискриминация в занятости по признаку пола (основные подходы). Сегрегация |
«Коммуникативные и организационные способности» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин) |
22. «Гендер, молодежь и политика» |
Представительство женщин и мужчин в институтах власти. Женское и мужское политическое поведение – сходство и различия. Гендерные аспекты воспитания гражданского сознания. Причины неравномерного представительства мужчин и женщин в институтах власти. Права женщин. Влияние культурных различий на политическую активность женщин. Сходства и различия мужского и женского политического поведения |
Методика «Изучение статусов профессиональной идентичности» (А.А. Азбель) |
23. «Обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» |
Право на равное участие мужчин и женщин в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной, судебной власти и в органах местного самоуправления; социально-трудовые права; предотвращение насилия и личная безопасность; охрана репродуктивного здоровья материнства и отцовства; государственный механизм обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин |
Методика изучения эффективности лидеров разного пола, «Профессиональная готовность» |
24. «Анализ социальной политики в России: гендерный аспект» (обобщающее занятие) |
Основные направления социальной политики. Экономическая эффективность получения образования мужчинами и женщинами. Феминизация бедности. Особенности мужской и женской занятости. Этапы конструирования равенства мужской и женской занятости. Безработица. Дискриминация в оплате труда, приеме на работу и увольнении. Необходимость уменьшения гендерной асимметрии |
Методика «Формула профессий» (Н.С. Пряжников) |
Модуль 4. «Я выбрал будущую профессию» |
25. «Современный рынок труда: гендерный анализ» |
Объем «гендерно-нейтральных» вакансий на рынке труда. Анализ соответствия образования и квалификации женщин- безработных качеству рабочих мест, предлагаемых на рынке труда. Способы поиска работы, предпочитаемые мужчинами и женщинами. Гендерный анализ безработицы в России. Спрос на «женские» рабочие места и их предложение работодателями на рынке труда. Уровень и продолжительность мужской и женской безработицы в различных регионах России |
Активизирующий опросник «Перекресток» (Н.С. Пряжников) |
26. «Пути получения профессии» |
Ступени высшего профессионального образования. Выбор учебного заведения для дальнейшего обучения: слагаемые успеха. Основные специальности и направления высшего и среднеспециального образования. Одаренные дети и возможности их самореализации. Гендерные стереотипы в поведении преподавателей и общем климате учебного заведения. Гендерные стереотипы в учебных программах |
Активизирующий опросник «Престижная профессия» (Н.С. Пряжников) |
27. «Стратегия выбора профессии» |
Матрица профессионального выбора. Ошибки в выборе профессии. |
Активизирующий опросник «Будь готов!» (Н.С. Пряжников) |
28. «Профессиональное развитие мужчин и женщин, построение карьеры» |
Гендерная занятость профессиональным трудом. Склонность к профессиям. Требования к профессии мужчин и женщин. Гендерные особенности профессиональной адаптации. Виды профессиональной карьеры. Построение карьеры: варианты и исследования. Профессиональная мотивация. Управленческая концепция женщин-руководителей. Особенности стиля руководства, принятия решения, делегирования полномочий. Пути профессионального продвижения мужчин. Пути профессионального продвижения женщин. Карьера: мужчина и женщина – обзор результатов зарубежных и отечественных исследований |
Методика «Мужской или женский характер?», анкета «Изучение гендерных стереотипов в профессии» |
29. «Заработная плата: гендерное измерение» |
Различия в оплате труда между полами. Принципы деления профессий и отраслей экономики на «мужские» и «женские» и уровень оплаты труда. Пути преодоления. Формальная и неформальная сфера занятости. Проблемы оценки неоплаченного женского труда в неформальной экономике |
Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности – фемининности |
30. «Конструирование рабочего места» |
Гендерное измерение рабочего места. Проявления гендера на формальном (распределение должностей и обязанностей) и неформальном (взаимодействие работников на рабочем месте в зависимости от пола). Гендерный аспект в действиях работодателей по созданию формальной организации предприятия (сознательные действия и бессознательные) – устанавливается одежда, стиль поведения, функции, обязанности, должности, режим работы нанимаемых |
Методика изучения лидерского и гендерного стилей поведения менеджера А. Кэнн, Д. Зигфрид |
31. «Женщина и мужчина в предпринимательстве» |
Предпринимательство как самозанятость. Обзор и анализ зарубежной и отечественной статистики. Практики ведения бизнеса женщинами и мужчинами. «Женские» и «мужские» сферы бизнеса. Женщина в «мужском» бизнесе. Предпринимательницы России: специфика российской ситуации. Общественное мнение о женщине-предпринимателе. Мнение предпринимателей женщин и мужчин о себе. Деловые и личностные качества предпринимателей |
Методика «Изучения эффективности лидеров разного пола» |
32. «Общество равных возмож- ностей» |
Тема обсуждения: общество будущего, в котором отсутствуют понятия «мужской» и «женской» работы, механизмы перехода к нему |
Анкета «Я выбираю профессию» |