Приложение
к приказу Средней школы № 1
от 14.01.2020 № 49
ПЛАН МЕТАПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ
«Тульский Кремль: 500 лет славной истории»
Мероприятие | Предмет и классы | Описание занятия | Дополнительные материалы к тематическим урокам | Ответственные |
---|---|---|---|---|
Понедельник. Откуда пошло слово «кремль» | ||||
Кремли России | География, 6-7-е | Учащиеся находят при помощи марок с двенадцатью кремлями на карте города России. Определяют широту и долготу, где располагаются города с кремлями и какой город с кремлем самый северный (самый южный, восточный…). Рассказывают о знаменитых тульских путешественниках (А. Скуратов, С. Челюскин, А. Барков). Объясняют, почему кремли строили с учетом топографических преимуществ – на мысах у слияния двух рек, на возвышенностях |
Презентация с изображениями кремлей и портретов тульских путешественников | Руководитель МО учителей предметов общественно-научного цикла |
Откуда пришло слово «кремль» | Русский язык, 5-6-е |
Учащиеся изучают на уроке исконно русские слова. Объясняют, как слово «кремль» заменило слова «детинец», «кром», «крепостица». Анализируют тексты про Тульский кремль | Тексты литераторов, отрывки из народных преданий про Тульскую землю | Руководитель МО учителей предметов гуманитарного цикла |
Вторник. Наследие Тулы | ||||
Наследие тульских оружейников | Физика, 8-е | Исследуют принцип работы пушек, мушкетов и первых ружей с точки зрения физических законов. Рассказывают про скорость воспламенения бездымного пороха. Изучают, как при помощи законов физики совершенствовали мастерство | Схемы пушек, схемы мушкетов. Видео с залпами пушек. Презентация | Руководитель МО учителей предметов естественно-научного цикла |
Тульское культурное наследие | Единое внеурочное занятие, 1-11-е | Учащиеся защищают проекты про народные промыслы: тульская всечка, детские игрушки, яснополянская керамика, особенности ткачества (Белевские и Одоевские кружева), создание гармоники. Дополняют занятие рассказом о старейшем велотреке (122 года) и о кондитерском деле (булочка «Веневка», пряники, пастила) | Отрывки документальных фильмов.Презентация | Педагог, который ведет внеурочное занятие | Среда. Особенности тульского мастерства |
Техника безопасности тульских оружейников | Основы безопасности жизнедеятельности, 8-е | Учитель знакомит с особенностями работы кузнецов и оружейников, особенностями охраны труда. Объясняет, как поступали с неисправными пушками, мушкетами. Учащиеся изучают, как раньше боролись с пожарами, повторяют современные правила безопасности | Отрывки из документальных фильмов | Руководитель МО учителей ОБЖ, физической культуры |
Химия вокруг нас | Химия, 9-е | Практический урок, на котором учащиеся ищут ответы на вопросы: как делали раньше и делают сейчас знаменитую белевскую пастилу; какой сплав использовали для изготовления пушек. Какие происходили химические реакции при создании сплава; почему сырой порох выводил из строя пушки | Схемы. Отрывки из документальных фильмов | Руководитель МО учителей предметов естественно-научного цикла |
Четверг. Тула в лицах | ||||
Начинается земля, как известно, от кремля | История, 6-7-е | Учащиеся готовят информационный проект о том, почему Тулу называют южной границей Руси. Исследуют информацию, как Тульская земля участвовала в истории страны: Куликово поле; период правления Ивана IV; период Смуты. Используя компьютерную модель Тульского кремля, демонстрируют, где находился княжеский дворец, главные каменные храмы и ремесленные мастерские. Объясняют, какие особенности учли при строительстве кремля | Презентация с фотографиями и схемой Тульского кремля. Компьютерная модель Тульского кремля (sputnik.geoscan.aero). Список всех известных кремлей России | Руководитель МО учителей предметов общественно-научного цикла |
История, 8-е | Ученики защищают проекты и создают ленту времени о том, как Тульский кремль менялся на протяжении 500 лет. Чтобы создать ленту, ученики используют материалы проектов своих одноклассников: «Тула XVII–XVIII веков: бурное развитие города. Центр железного и чугунного производства»; «Родоначальники оружейного производства. Никита Демидов»; «Старейший музей оружия в Туле»; «Великое наследие в современной Туле» | Компьютерная модель Тульского кремля и мемориала на Куликовом поле (sputnik.geoscan.aero) | Руководитель МО учителей предметов общественно-научного цикла | |
Тульское торжище | Обществознание, 9-е. Экономика, 10-е | Учащиеся на уроке исследуют тему «Производство, торговля и выплаты в казну». Для этого готовят мини-проекты: «Кто таков тульский купец/торговец. Знаменитые тульские купцы и предприниматели»; «Как менялись пути торговли. Почему Тула была одной из основных точек торговли (предпосылки, причины)»; «Почему меценатство было распространено среди деятельности купцов трех гильдий». Школьники оперируют фактами, как именно купцы и предприниматели организовывали производство и как выстраивали отношения с выплатами в казну, работают с картами и историческими текстами | Презентация с портретами знаменитых купцов (Гречихины, Прохоровы, Василий Сериков) | Руководитель МО учителей предметов общественно-научного цикла |
Пятница. Слово Тульской земле | ||||
Тула – мастерская России | Английский язык, 5-7-е | Подготовить проект-презентацию «Мы с друзьями едем в Тулу», используя топик Travelling с отработкой текущей темы по грамматике | Презентация с портретами мастеров (Иван Сизов и др.) | Руководитель МО учителей предметов гуманитарного цикла |
Слово Тульской земле | Литература, 5-е | Учащиеся анализируют средства выразительности речи. Определяют эпитеты, метафоры, учатся отличать эти средства выразительности | Распечатки с народными песнями | Руководитель МО учителей предметов гуманитарного цикла |
Литература, 10-е | Старшеклассники изучают «Войну и мир». Готовят ленту времени – биографию Л.Н. Толстого. Исследуют роль Ясной Поляны в творчестве писателя | Видеоматериалы по Ясной Поляне | Руководитель МО учителей предметов гуманитарного цикла |