Приложение
к приказу Средней школы № 1
от 14.01.2020 № 49

ПЛАН МЕТАПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ
«Тульский Кремль: 500 лет славной истории»

Мероприя­тие Предмет и классы Описание занятия Дополнительные материалы к тематическим урокам Ответственные
Понедельник. Откуда пошло слово «кремль»
Кремли России География, 6-7-е Учащиеся находят при помощи марок с двенадцатью кремлями на карте города России. Определяют широту и долготу, где располагаются города с кремлями и какой город с кремлем самый северный (самый южный, восточный…). Рассказывают о знаменитых тульских путешественниках
(А. Скуратов, С. Челюскин,
А. Барков). Объясняют, почему кремли строили с учетом топографических преимуществ – на мысах у слияния двух рек, на возвышенностях
Презентация с изображениями кремлей и портретов тульских путешественников Руководитель МО учителей предметов общественно-научного цикла
Откуда пришло слово «кремль» Русский язык,
5-6-е
Учащиеся изучают на уроке исконно русские слова. Объясняют, как слово «кремль» заменило слова «детинец», «кром», «крепостица». Анализируют тексты про Тульский кремль Тексты литераторов, отрывки из народных преданий про Тульскую землю Руководитель МО учителей предметов гуманитарного цикла
Вторник. Наследие Тулы
Наследие тульских оружейников Физика, 8-е Исследуют принцип работы пушек, мушкетов и первых ружей с точки зрения физических законов. Рассказывают про скорость воспламенения бездымного пороха. Изучают, как при помощи законов физики совершенствовали мастерство Схемы пушек, схемы мушкетов. Видео с залпами пушек. Презентация Руководитель МО учителей предметов естественно-научного цикла
Тульское культурное наследие Единое внеурочное занятие, 1-11-е Учащиеся защищают проекты про народные промыслы: тульская всечка, детские игрушки, яснополянская керамика, особенности ткачества (Белевские и Одоевские кружева), создание гармоники. Дополняют занятие рассказом о старейшем велотреке (122 года) и о кондитерском деле (булочка «Веневка», пряники, пастила) Отрывки документальных фильмов.Презентация Педагог, который ведет внеурочное занятие
Среда. Особенности тульского мастерства
Техника безопасности тульских оружейников Основы безопасности жизнедеятельности, 8-е Учитель знакомит с особенностями работы кузнецов и оружейников, особенностями охраны труда. Объясняет, как поступали с неисправными пушками, мушкетами. Учащиеся изучают, как раньше боролись с пожарами, повторяют современные правила безопасности Отрывки из документальных фильмов Руководитель МО учителей ОБЖ, физической культуры
Химия вокруг нас Химия, 9-е Практический урок, на котором учащиеся ищут ответы на вопросы: как делали раньше и делают сейчас знаменитую белевскую пастилу; какой сплав использовали для изготовления пушек. Какие происходили химические реакции при создании сплава; почему сырой порох выводил из строя пушки Схемы. Отрывки из документальных фильмов Руководитель МО учителей предметов естественно-научного цикла
Четверг. Тула в лицах
Начинается земля, как известно, от кремля История, 6-7-е Учащиеся готовят информационный проект о том, почему Тулу называют южной границей Руси. Исследуют информацию, как Тульская земля участвовала в истории страны: Куликово поле; период правления Ивана IV; период Смуты. Используя компьютерную модель Тульского кремля, демонстрируют, где находился княжеский дворец, главные каменные храмы и ремесленные мастерские. Объясняют, какие особенности учли при строительстве кремля Презентация с фотографиями и схемой Тульского кремля. Компьютерная модель Тульского кремля (sputnik.geoscan.aero). Список всех известных кремлей России Руководитель МО учителей предметов общественно-научного цикла
История, 8-е Ученики защищают проекты и создают ленту времени о том, как Тульский кремль менялся на протяжении 500 лет. Чтобы создать ленту, ученики используют материалы проектов своих одноклассников: «Тула XVII–XVIII веков: бурное развитие города. Центр железного и чугунного производства»; «Родоначальники оружейного производства. Никита Демидов»; «Старейший музей оружия в Туле»; «Великое наследие в современной Туле» Компьютерная модель Тульского кремля и мемориала на Куликовом поле (sputnik.geoscan.aero) Руководитель МО учителей предметов общественно-научного цикла
Тульское торжище Обществознание, 9-е. Экономика, 10-е Учащиеся на уроке исследуют тему «Производство, торговля и выплаты в казну». Для этого готовят мини-проекты: «Кто таков тульский купец/торговец. Знаменитые тульские купцы и предприниматели»; «Как менялись пути торговли. Почему Тула была одной из основных точек торговли (предпосылки, причины)»; «Почему меценатство было распространено среди деятельности купцов трех гильдий». Школьники оперируют фактами, как именно купцы и предприниматели организовывали производство и как выстраивали отношения с выплатами в казну, работают с картами и историческими текстами Презентация с портретами знаменитых купцов (Гречихины, Прохоровы, Василий Сериков) Руководитель МО учителей предметов общественно-научного цикла
Пятница. Слово Тульской земле
Тула – мастерская России Английский язык, 5-7-е Подготовить проект-презентацию «Мы с друзьями едем в Тулу», используя топик Travelling с отработкой текущей темы по грамматике Презентация с портретами мастеров (Иван Сизов и др.) Руководитель МО учителей предметов гуманитарного цикла
Слово Тульской земле Литература, 5-е Учащиеся анализируют средства выразительности речи. Определяют эпитеты, метафоры, учатся отличать эти средства выразительности Распечатки с народными песнями Руководитель МО учителей предметов гуманитарного цикла
Литература, 10-е Старшеклассники изучают «Войну и мир». Готовят ленту времени – биографию Л.Н. Толстого. Исследуют роль Ясной Поляны в творчестве писателя Видеоматериалы по Ясной Поляне Руководитель МО учителей предметов гуманитарного цикла

Скачать