Текст выступления заместителя директора по теме
«Мониторинг как основной механизм ВСОКО:
его роль в управлении качеством образования»

Внутренний мониторинг качества образования складывается из базовых показателей: результаты ГИА, а также промежуточной и текущей аттестации школьников; динамика образовательных достижений учеников по отдельным учебным предметам; результаты участия в олимпиадах; реализация профилей обучения и поступление выпускников в вузы по профилю.

1-Й ПОКАЗАТЕЛЬ. РЕЗУЛЬТАТЫ ГИА

Наша школа, как и все другие, является участником внешнего и внутреннего мониторинга оценки качества. Главными показателями внешнего мониторинга для нас стали результаты ГИА в сравнении с показателями всероссийского, регионального, муниципального и школьного уровней. Чтобы понять принцип школьного мониторинга ГИА, посмотрите таблицу 1.

Мы наблюдаем снижение среднего балла по предмету в школе по сравнению с прошлым годом и низкий балл по сравнению с показателями области и района. Причины: количество обучающихся 16 человек, что меньше средней наполняемости в классе по школе; в выпускных классах стало меньше хорошистов и отличников. Количество отличников за четыре года снизилось с 6 человек до 0, среднее количество хорошистов – с 8 до 5 человек, качество обучения снизилось – с 60 до 31% (таблица 2).

Есть еще две причины снижения результатов ГИА: низкая мотивация к обучению со стороны учеников и их родителей; выпуск осуществлял учитель, не имеющий опыта в подготовке к ЕГЭ.

Посмотрите в таблице 3 причины низкого качества и решения, которые помогут повысить качество образования в нашей школе.

Чтобы вы все использовали данные ГИА в работе, предлагаю памятку о том, как это сделать. Скачать памятку >>

2-Й ПОКАЗАТЕЛЬ. УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПО КАЖДОМУ КЛАССУ

Одним из важных показателей качества образования остается сравнительный анализ качества обучения по классам в течение года и трех лет. Посмотрите таблицы 4 и 5.

Причины снижения показателей: смена классного руководителя три раза; смена учителей русского языка три раза; смена двух учителей математики; отсутствие мотивации; отсутствие должного контроля со стороны родителей; завышенная оценка уровня подготовленности учащихся; недостаточное отслеживание учителем тем по предмету, которые вызывают сложности в изучении более чем у половины класса.

Причины высоких показателей: меньшее количество предметов; один учитель преподает большую часть учебных предметов; реализованы единые требования оценивания и выполнения домашней работы; более тщательный контроль со стороны родителей, повышена объективность оценивания – включены критерии и задания ВПР, региональных и муниципальных проверочных работ в уроки. Посмотрите таблицу 6 с рекомендациями, как поддержать показатели качества образования.

Чтобы организовать мониторинг предметных результатов на уроке, предлагаю вам воспользоваться зачетными листами по учебной теме (таблица 7).

Еще вы можете воспользоваться памяткой «Как провести мониторинг предметных результатов и повысить качество образования» и зачетными листами анализа:
1. Для 4-х классов: русский языкматематикаокружающий мир.
2. Для 5-х классов: биологияисторияматематикарусский язык.
3. Для 6-х классов: биологиягерграфияисторияматематикаобществознаниерусский язык.
4. Для 10-11-х классов: английский языкбиологиягеографияфизикахимия.

В зачетном листе по теме урока ученик отслеживает, что изучал по конкретной теме и свои отметки – то есть как продвигался в изучении темы. Ученик заполняет зачетный лист, делает вывод. А потом учитель на основе зачетного листа может понять, где школьник не освоил тему, и скорректировать дальнейшее освоение рабочей программы.

Чтобы сравнить все показатели класса в целом, воспользуйтесь сводной таблицей 8.

3-Й ПОКАЗАТЕЛЬ. ЕЖЕГОДНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАСТИЯ ВО ВСОШ

В ежегодный мониторинг качества образования входят результаты учеников на Всероссийской олимпиаде школьников (ВсОШ). Посмотрите таблицу 9. Необходимо учитывать: количество участников на каждом этапе как фактор подготовленности к олимпиаде; количество учеников, которые принимают участие в нескольких олимпиадах; количество призеров и победителей на всех уровнях; выход на региональный и всероссийский уровень.

За три года увеличилось количество участников на всех этапах, но количество призовых мест стало меньше. Чтобы повысить количество победителей и призеров во ВсОШ, необходимо: вовлекать учеников в олимпиадное движение; уделять внимание на уроках решению олимпиадных задач; использовать кружки и внеурочные занятия по назначению.

4-Й ПОКАЗАТЕЛЬ. ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПОСТУПЛЕНИЕ
В ОО ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Четвертый показатель связан с профильным обучением и результатами поступления в образовательные организации среднего (ОО СПО) и высшего профессионального образования (ОО ВПО). В таблице 10 – результаты профильного обучения.

Из 16 обучающийся по профилю поступили 9 учеников, что говорит не о 100-процентной реализации заданных направлений в школе. В ОО ВПО поступило 9 из 16 человек, что тоже свидетельствует о неопределенности учеников и их родителей в выборе профессии. Данная таблица позволила сделать следующие выводы: необходимо организовать профили, которые отвечают запросам учеников; провести работу с родителями девятиклассников о необходимости выбора правильного образовательного маршрута; сориентировать вовремя учеников в другие учебные заведения в 10-м классе или по окончании его.