Рабочие
тетради
Электронные
журналы
Портфолио
учеников
Анализ
урока
Внутришкольный
контроль

Справка-отчет о выполнении внутришкольного контроля
МБОУ «Школа № 1» в 2022–2023 учебном году

Внутришкольный контроль (далее – ВШК) осуществлялся в МБОУ «Школа № 1» (далее – Школа) в соответствии:

Основные цели ВШК:

1) формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов, влияющих на качество образования в Школе;

2) получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в Школе, тенденциях ее изменения и причинах, влияющих на уровень образования;

3) предоставление всем участникам образовательных отношений достоверной информации о качестве образования;

4) принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию условий образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;

5) прогнозирование развития образовательной системы Школы.

Субъектами анализа являются все участники образовательного процесса и иные работники Школы. Они получают информацию, анализируют ее.

Объектами контроля является учебный процесс, воспитательный процесс, методическая работы, научная и инновационная деятельность, психологическое состояние учащихся и учителей, обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями.

Отчетная часть

Мероприятия ВШК проводились в соответствии с планом-графиком на 2022–2023 учебный год по шести направлениям. Ответственные лица по итогам контрольных мероприятий составляли документы, которые указаны в плане-графике ВШК, – отчеты, справки, протоколы, аналитические справки, акты и другие документы. Настоящая справка-отчет основывается на информации, полученной из документов, которые составили ответственные лица по итогам контрольных мероприятий.

I. Нормативно-правовое направление

Ответственные лица провели контроль нормативно-правового обеспечения деятельности Школы – проверили локальные нормативные акты Школы, основные образовательные программы (ООП). По итогам проверки было проведено рабочее совещание, приняты меры по устранению недостатков. В настоящее время локальные нормативные акты Школы соответствуют действующему законодательству. При изменении организационных условий в акты своевременно вносятся изменения.

На сегодняшний день структура и содержание ООП соответствуют ФГОС общего образования. Недочеты и несоответствия, которые выявили по результатам проверки ООП начального образования, устранены педагогическим коллективом.

В течение 2022/23 учебного года согласно плану внутришкольного контроля также проверялись:

2.1. Личные дела обучающихся

Проверка проводилась в сентябре и в июне. Анализ результатов позволяет оперативно устранять недостатки (обновление списка, внесение новых данных, наличие фотографий учащихся на титульном листе). Личные дела учащихся ведутся в соответствии с требованиями. Количество личных дел соответствует спискам класса; на каждом личном деле есть номер, соответствующий записи в книге движения; личные дела в основном заполнены аккуратно; отметки, вынесенные в личное дело, соответствуют итоговым отметкам, выставленным в классных журналах; есть записи решения педагогического совета о переводе в следующий класс и подписи классных руководителей; в каждом личном деле есть все необходимые документы. В ходе индивидуальной работы с учителями оперативно устраняются недоработки. Алфавитная книга ведется в соответствии с требованиями. Книга выдачи аттестатов ведется в соответствии с требованиями.

2.2. Рабочие тетради обучающихся

Проверка осуществлялась в соответствии с планом внутришкольного контроля: сентябрь – 5-й класс, октябрь – 9-й класс, ноябрь – 2-й класс, декабрь – 8-й класс, январь – 3-й класс, февраль – 6-й класс, март – 4-й класс, апрель – 7-й класс. Проверка тетрадей показала, что не все учителя контролируют соблюдение требований по ведению рабочих тетрадей. Больше всего замечаний получили учителя начальной школы. Обучающиеся средней школы в основном соблюдают единый орфографический режим, больше всего замечаний связано с нарушением отступов между работами. Не все тетради учащихся классов подписаны и имеют обложки.

2.2.1. Периодичность и качество выполнения работ над ошибками в контрольных тетрадях

Проверка осуществлялась в соответствии с планом внутришкольного контроля: сентябрь – 5-й класс, октябрь – 3-й класс, ноябрь – 10-й класс, декабрь – 9-й класс, январь – 4-й класс, февраль – 11-й класс, март – 8-й класс, апрель – 2-й класс. Проверка показала, что в целом учителя организуют работу по устранению выявленных пробелов в знаниях и умениях учащихся. Коррекция ошибок осуществляется регулярно. Учителям было рекомендовано добиваться систематического выполнения работы над ошибками в случае необходимости после каждой контрольной процедуры, в том числе словарного диктанта, полной (а не частичной) коррекции ошибок, допущенных учащимися, индивидуализировать подход к выполнению работы над ошибками.

2.2.2. Периодичность и качество проверки тетрадей учителями-предметниками

Проверка осуществлялась в соответствии с планом внутришкольного контроля: сентябрь – 4-й класс, октябрь – 5-й класс, ноябрь – 7-й класс, декабрь – 6-й класс, январь – 3-й класс, февраль – 9-й класс. Проверка показала, что учителя проверяют рабочие тетради с периодичностью, соответствующей требованиям локального акта школы «О проверке рабочих тетрадей». Проверка проводится качественно, ошибки корректируются, отметки выставляются в целом объективно.

2.3. Состояние классных журналов

2.3.1. Своевременность и правильность заполнения, отражение инструктажа по ТБ

В ходе внутришкольного контроля установлено, что в целом учителя-предметники и классные руководители своевременно делают записи в журналах, обучающиеся ставят свои подписи после проведения инструктажа.

2.3.2. Реализация рабочих программ за период обучения (прохождение практической и теоретической части программ)

В ходе внутришкольного контроля установлено, что во всех классных журналах учителями ведутся записи прохождения тем в соответствии с тематическим планированием. Изучение тематического планирования и записей в классных журналах с целью анализа выполнения образовательных программ и практической части по отдельным предметам показывают выполнение учебного плана. При этом анализируется ведение журнала классными руководителями, учителями-предметниками, прохождение программ, уровень успеваемости, система опроса, сочетание устных и письменных форм работы, посещаемость, объективность выставления отметок за четверти, учебный год. Составлено семь справок по ведению и заполнению журналов.

2.3.3. Объективность выставления отметок, накопляемость отметок

В основном проверка отмечает соблюдение норм по накопляемости отметок (как минимум одна отметка за четыре урока) и объективности выставления отметок за период обучения (четверть, полугодие, учебный год). Учителя уделяют внимание проблеме опроса и накопления отметок большинства учащихся (осуществляют как устный опрос, так и проводят письменные контрольные процедуры, за которые отметки выставляются всем учащимся), выполняют локальный акт по ведению журнала и соблюдают нормы и сроки выставления отметок за письменные работы.

2.3.4. Учет посещаемости учащимися учебных занятий

Проверка классных журналов проводилась согласно плану внутришкольного контроля и охватывала период январь–февраль. При проверке делался акцент на учет посещаемости слабоуспевающих учащихся, учащихся, склонных к пропускам без уважительной причины, часто болеющих учащихся (выборочно) как в работе учителей-предметников, так и классных руководителей. Проверкой выявлено, что в целом классные руководители ежедневно следят за посещаемостью учащихся и фиксируют пропуски учащимися учебных занятий в Сведениях о количестве уроков, пропущенных учащимися. Учителя-предметники также фиксируют факт отсутствия учащегося на уроке. В то же время отмечается недостаточная работа по учету посещаемости отдельных учащихся, имеющих единичные пропуски уроков (отдельных дней). Проверка отмечает факты несогласования в учете отсутствия учащихся по предметам с данными в Сведениях о количестве уроков, пропущенных обучающимися, которые ведет классный руководитель. Проверка отмечает случаи неточного заполнения пропусков обучающихся учителями-предметниками (не отмечены отсутствующие в некоторые дни и/или наблюдается наличие отметки в день присутствия учащихся). Данные нарушения отражены в справках, приняты административные решения.

2.3.5. Объем домашних заданий

В соответствии с планом внутришкольного контроля были проверены классные журналы 2–11-х классов по вопросу объема домашних заданий, соблюдения норм, изложенных в локальном акте школы «Положение о домашнем задании».

В целом учителя соблюдают требования этого локального акта. Основные замечания связаны с тем, что педагоги не конкретизируют работу с параграфом (не указывают, что с ним делать: читать, пересказывать, отвечать на вопросы, подготовить конспект и т. д.).

 

II. Финансово-экономическое направление

Проверка трудовых договоров, трудовых книжек, личных дел работников Школы показала, что кадровая документация содержится в надлежащем виде, ведение документации соответствует законодательству. Содержание трудовых договоров соответствует штатному расписанию, локальным нормативным актам и законодательству.

Мониторинг закупочной деятельности показал, что Школа проводит закупки в соответствии с планированием. Сроки размещения закупочной и отчетной документации соблюдаются. Мелкие недоработки устранены в процессе проверки. Проведены установочные совещания по вопросам планирования закупок и размещения документации в единой информационной системе.

III. Организационное направление

Подготовка к новому учебному году. Мониторинг подготовки Школы к новому 2022–2023 учебному году показал, что мероприятия по подготовке достаточны. Школа прошла проверку межведомственной комиссией с небольшими замечаниями. В следующем году стоит уделить больше внимания оснащению кабинетов и пожарной безопасности. По этому вопросу проведено совещание с заместителями руководителя и инженером Школы.

Результаты обучения. Анализируя мероприятия по контролю результатов обучения, можно отметить, что сформированность общеучебных умений и навыков обучающихся находится на высоком уровне. Анализ проведенных диагностических работ показал, что большинство учащихся успешно усваивают школьный материал, учебные программы учителя реализовывают согласно календарно-тематическим планам. Рабочие тетради, в том числе электронные, обучающиеся ведут в большинстве случаев аккуратно, выявленные замечания и пожелания по устранению отражены в справках по контролю.

В рамках контроля оценки содержания образования и образовательной деятельности психолого-педагогическая служба в начале года (сентябрь–октябрь) провела диагностику характерологических особенностей обучающихся и сформированности основных познавательных процессов с целью составления рекомендаций по организации личностно-ориентированного образовательного процесса учителям-предметникам. Были выявлены основные факторы, влияющие на качество обучения.

Сетевая форма обучения. Контроль реализации ООП в рамках сетевой формы с ГБУ «Спортивные резервы» показал, что программа разработана в соответствии с ФГОС общего образования. Педагоги реализуют рабочую программу по физической культуре в соответствии с законодательством, санитарными нормами и правилами. Программы дополнительного образования, реализуемые в рамках сетевой формы, и их реализация соответствуют федеральному, региональному и муниципальному законодательству.

Дополнительное образование. В Школе созданы условия для реализации разнообразных потребностей и склонностей обучающихся. Дети принимают участие в творческих выставках, музыкальных конкурсах, в проведении праздничных концертов, в тематических викторинах. В Школе в 2021–2022 учебном году работали кружки и секции духовно-нравственного, оздоровительного, социально-гуманитарного и общекультурного направления.

Классные руководители в течение учебного года проводили работу по вовлечению обучающихся к работе в кружках и секциях, особенно состоящих на внутришкольном профилактическом учете. Цель Школы при реализации дополнительного образования не только развить дополнительные навыки, которые пригодятся в жизни, но и повысить уровень самооценки, дать среду для проявления инициативы обучающихся, занять свободное время ребенка с пользой.

Критериями оценки результатов работы кружков являются те знания и умения, которые дети показывают в школьных мероприятиях, олимпиадах, конкурсах в рамках учебно-воспитательной работы школы.

В следующем году необходимо продолжить работу в данном направлении и добавить новые направления дополнительного образования по результатам опроса обучающихся и родителей.

Воспитательная работа. Контроль воспитательной работы в Школе показал, что Школа ведет воспитательную работу по нескольким направлениям, предусмотренных рабочей программой воспитания и календарным планом воспитательной работы. Школе раз в месяц проводятся мероприятия, которые посвящены вопросам безопасности, духовно-нравственного развития или самоопределения и профориентации. Проводятся диагностические обследования с целью выявления рекомендуемого профиля дальнейшего обучения.

Приоритетными направлениями здоровьесберегающей деятельности в Школе являются: диагностическая работа, профилактическая и коррекционная, информационно-просветительская, учебно-воспитательная. Результаты мониторинга показали, что в 2022–2023 учебном году заболеваемость обучающихся снизилась на 5% по сравнению с предыдущим годом.

В Школе ведется контроль посещения занятий. Обучающиеся не пропускали школу без уважительных причин, администрацией постоянно отслеживались пропуски уроков, проводились профилактические мероприятия.

Производственный контроль. В 2022–2023 учебном году производственный контроль проводился в соответствии с программой, утвержденной руководителем. Производственный контроль показал, что пищеблок нуждается в переоборудовании. Его переобустройство войдет в перечень работ ближайшего капитального ремонта.

Педагогам необходимо обратить внимание на режим проветривания в кабинетах, где проходят занятия. После каждого урока надо проветривать кабинет в течение пяти минут. При этом обучающихся в кабинете быть не должно.

IV. Кадровое направление

Повышение квалификации работников. Мониторинг кадрового состава показал, что 5 работников не прошли повышение квалификации. Эти работники вошли в план повышения квалификации на следующий учебный год.

В следующем учебном году необходимо разработать модель аттестации и начисления стимулирующих выплат, которая помогала бы стимулировать работников на повышение квалификации.

Аттестация педагогических работников

Администрация Школы проводит постоянную работу по мотивации учителей на повышение уровня их профессионального мастерства, повышение квалификационных категорий. Имеется положительная динамика роста процента учителей с высшей и первой квалификационной категорией и снижение числа учителей, не имеющих категории.

В течение 2022/23 учебного года в рамках внутришкольного контроля посещались уроки педагогов: директором школы посещены 12 уроков (1 «А», 1 «Б», 5 «А», 5 «Б», 9 «А», 9 «Б», 10 «А», 11 «А» классы), заместителем директора по УВР Волковой И.И. посещено 30 уроков в начальной школе, заместителем директора по УВР Шамановой А.К. посещено 25 уроков в основной и средней школе, заместителем директора по ВР Марчковой И.С. посещено 50 занятий внеурочной деятельности в начальной, основной и средней школе.

По итогам посещения уроков даны рекомендации:

  1. Эффективно внедрять личностно ориентированные и мультимедийные технологии.
  2. Рационально использовать учебное время урока.
  3. Проверять запись домашнего задания обучающимися в дневнике, выставлять отметки в дневник.
  4. Учитывая возрастные особенности обучающихся, использовать разные формы работы на уроке.

По результатам всех видов контроля были составлены аналитические справки, результаты обсуждались на педсоветах, заседаниях ШМО, совещаниях при директоре, замдиректоре по УВР. Также были даны рекомендации.

Все предметные недели были проведены в соответствии с планом методической работы на высоком методическом уровне. Цели и задачи предметных недель были достигнуты. В ходе проведения предметных недель выявлены обучающиеся, обладающие творческими способностями, стремящиеся к углубленному изучению определенной дисциплины или образовательной области.

По результатам посещения уроков заполнялась форма анализа уроков, и результаты отражались в справке по итогам контроля. Необходимо отметить, что учителя проводят свои уроки методически грамотно, используют различные технологии и формы проведения уроков.

V. Информационное направление

Сайт Школы. Мониторинг содержания сайта Школы показал, что его структура и содержание соответствуют требованиям федерального законодательства. Были выявлены три устаревших локальных акта, которые заменены на новые.

На сайте оформлены сервисы, которые позволяют проводить опросы общественного мнения – родителей, обучающихся. Сайт Школы своевременно наполняется актуальными новостями.

В рамках развития сайта Школа планирует разработать в новом учебном году дополнительный функционал, который позволит управлять проектами Школы – создавать личные кабинеты, оформлять совместные документы, хранить информацию с коллективным доступом.

Обращения граждан. Контроль рассмотрения обращений граждан показал, что ответственные лица рассматривают обращения граждан в установленные сроки – до 30 календарных дней. Кроме того, входящие и исходящие сообщения регистрируются по правилам документооборота Школы. Все поступившие за 2021–2022 учебный год сообщения рассмотрены, замечания и предложения учтены.

VI. Материально-техническое направление

Оснащение учебных и рабочих помещений. Материально-техническая база Школы соответствует задачам по обеспечению реализации ООП общего образования. В качестве критерия оценки оснащения при мониторинге использовались требования ФГОС общего образования, положения о лицензировании образовательной деятельности, санитарных норм и правил.

Все помещения обеспечены полными комплектами оборудования для реализации всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности, а также мебелью, офисным оснащением и необходимым инвентарем.

Некоторая мебель в учебных кабинетах находится в изношенном состоянии. В план-график закупок на 2023 год следует внести закупку учебной мебели в количестве и ассортименте согласно акту о результатах оценки.

Библиотека. Контроль работы и оснащения библиотеки Школы показал, что библиотечный фонд укомплектован достаточно. Он включает необходимое количество учебников и учебных пособий с учетом количества обучающихся в 2022–2023 учебном году и прогнозируемого количества детей в 2022–2023 учебном году. Следует пополнить и обновить базу наглядных и методических пособий и включить эти расходы в план-график закупок на 2023 год.

Библиотека Школы полностью укомплектована мебелью и включает в себя абонемент, читальный зал, фонд учебников и медиатеку. Читальный зал оборудован трансформируемой мебелью и разделен на несколько зон. В зоне свободной работы предусмотрено место для различных видов групповой интеллектуальной деятельности. Для младших школьников предусмотрена отдельная территория со стеллажами в форме паровозика с вагончиками, елочек и домиков. Мультимедийная зона оборудована для индивидуальной работы с информацией и включает в себя акустические кресла-шары, мягкие модули-кабины и открытые кресла для работы с ноутбуками и планшетами, а также отдельные столы.

Электронные образовательные ресурсы и интернет. Контроль реализации программ с помощью электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий показал, что электронное образование эффективно восполняет пробелы в обучении, когда обучающиеся не могут посещать Школу. Программы, которые реализуются с использованием электронных ресурсов, соответствуют ФГОС общего образования, санитарным нормам и правилам.

Доступ обучающихся в интернет постоянно контролируется ответственными лицами, которые обслуживают систему контент-фильтрации и другое программное обеспечение в Школе. В организации функционирует беспроводной доступ в интернет с обязательной предварительной регистрацией. Она помогает ограничить доступ несовершеннолетних к информации, которая причиняет вред их здоровью и развитию.

Выводы и перспективы развития

Мероприятия ВШК позволили собрать объективные данные, чтобы оценить работу Школы в 2022–2023 учебном году. Выявленные проблемы и недостатки решались оперативно по мере возможности. То, что требует дополнительных ресурсов, запланировано к реализации на следующий учебный год. Тем не менее результаты контроля показывают, что в Школе необходимо совершенствовать систему взаимодействия администрации и педагогов с целью повышения заинтересованности педагогов в результатах своего труда, что в свою очередь должно привести к позитивной динамике качества образования в Школе.

Для этого необходимо:

Заместитель директора по УВР О.И. Волкова
23.09.2022